Как дети оценивают риски прорыва
Под руководством наставников ребята из Новосибирска и Искитима работали над задачей «Определение параметров зоны затопления при возможном разрушении гидротехнического сооружения (ГТС)» и рассматривали варианты защиты города будущего от последствий аварийных ситуаций на гидроузлах.
На XI Международном форуме технологического развития «Технопром-2024» свой вклад в решение вопросов, направленных на рост экономики и повышение качества жизни населения, внесли школьники и студенты. Они работали на площадках министерства образования Новосибирской области.
Региональный центр «Альтаир» при содействии партнеров представил проект «Город будущего». Ребята презентовали свои идеи, связанные с робототехникой, искусственным интеллектом, биотехнологиями, а также выполняли задания университетов и колледжей. Таким образом предполагалось провести учеников 5–11-х классов по индивидуальной образовательной траектории «школа — вуз — профессия».
Новосибирский педагогический университет организовал олимпиаду «Создание связки «БПЛА — мобильный робот». Новосибирский технический университет обучал проектированию энергосистем. Сибирский университет геосистем и технологий предложил создать концепцию острова будущего на реке Оби в Новосибирске. Авиационный колледж имени Галущака инициировал проект защиты квадрокоптера посредством аддитивных технологий.
В сопровождении сотрудников Новосибирского архитектурно-строительного университета школьники определяли возможные площади затопления при авариях на гидроузлах. Подробности сообщила доцент кафедры гидротехнического строительства, безопасности и экологии Сибстрина Анастасия Ли:
— В подобном формате на форуме «Технопром» университет участвует впервые. С инициативой к нам обратился региональный центр «Альтаир», и мы с удовольствием ее поддержали. Это интересно, так как на кафедре студенты считают параметры волны прорыва и рассматривают последствия от аварии на ГТС. Также у нас действует экспертный центр по экспертизе деклараций безопасности гидротехнических сооружений. Здесь сотрудники кафедры разрабатывают документы по безопасной эксплуатации ГТС, в том числе занимаются и решением именно таких задач. Мы владеем необходимыми знаниями и технологиями, поэтому нам показалось актуальным научить детей, как рассчитать и предположить, что случится при возникновении чрезвычайной ситуации.
Ребята из Новосибирска и Искитима на конкретных примерах выяснили, какова будет зона затопления, затронет ли она жилые и промышленные постройки, если прорвет плотину, что, конечно же, крайне маловероятно. Затем они разработали мероприятия по обеспечению безопасности населения. Для наглядности школьники построили 3D-макет, на котором показали рельеф, местоположение гидротехнического сооружения, зону затопления.
Итогом стала концепция защиты города будущего. Здесь ребята не только предусмотрели применение уже действующих мер, но и получили возможность придумать что-то свое. Не исключаю, что на основе их прорывных идей впоследствии будут реализованы мероприятия по защите территорий.