Сначала нужен план
В течение десяти лет Новосибирск и прилегающие к нему территории могут получить новую жизнь и образ
Дни архитектуры в Новосибирске стали экспертной площадкой для архитекторов, бизнеса и власти. Три дня в разных форматах участники обсуждают темы организации пространства на уже существующих примерах и практиках. Центральным и важным вопросом стал мастер-план столицы Сибири.
Дни архитектуры вошли в линейку событий форума технологического развития «Технопром», который проходит в эти дни в Экспоцентре.
Мастер-план мегаполиса — тема, которая красной линией прошла через многие дискуссионные площадки Дней архитектуры. И это неудивительно, потому что столица Сибири и прилегающие к ней территории нуждаются в преобразованиях. Основными точками притяжения в городе остаются центральные улицы, а также парки и набережные. На пленарной дискуссии «Мастер-план сибирского города» с предложениями и наработками выступили главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин, председатель правления Новосибирского отделения Союза архитекторов России Пётр Долнаков, управляющий партнер ИТП «Урбаника» Фёдор Коньков, руководитель ассоциации «СМАРТ-Концепт».
Напомним, что идея создания мастер-плана для городов России заключается в комплексном развитии территории с учетом всех сфер городской жизни. Она отличается от генерального плана города, потому как мастер-план учитывает все сферы городской жизни, подразумевает диалог между властью, бизнесом и обществом, а также ориентируется на преобразование с перспективой на пять-десять лет.
В стране уже есть примеры разработки мастер-планов для арктических и дальневосточных городов, а в ближайшее время по поручению президента страны будет объявлен список из 200 городов России, которые получат финансирование на реализацию проектов развития своих территорий. Возможно, в перечень войдет и Новосибирск. Сегодня специалисты собирают все инициативы, на основе которых будет составлен мастер-план и которые позволят сделать город и агломерацию привлекательной для жителей, туристов и инвесторов. Работа должна привести к развитию территории, хотя мастер-план существенно отличается от генерального плана города, являясь практически дополняющим документом.
— Это иные акценты, доказательный подход, участие сообщества. Стратегический мастер-план не замена генеральному плану. Это концептуальный документ, а генеральный план необходим как технический документ, — отметил Александр Ложкин.
Мастер-план Новосибирска в рамках презентации включает несколько направлений — развитие самого городского пространства, включая окраины, а также железную дорогу и морской путь.
Фото: Андрей Заржецкий
— Развивать нужно не только города, но и районы. Поселки Садовый или Краснообск — это уже практически города, малые планеты Новосибирска, которые его питают. Система развития, дорожного сообщения, коммуникаций должна быть увязана. Кроме этого, необходимо, чтобы комплексное развитие территорий связывало оба берега, — уточнил Пётр Долнаков.
Специалисты в рамках дискуссии предложили развивать полицентричность.
— Город не должен иметь окраину — невозможно получать все блага только в центральной части города. Функциональная моноцентричность не отвечает современным задачам. У общества есть потребность в профессиональных, образовательных, культурных учреждениях в разных уголках города и агломерации, — отметил Пётр Долнаков.
В итоге мастер-план, предусмотренный для развития столицы Сибири, будет охватывать развитие самых различных территорий и преследовать цель создания точек притяжения в разных районах и на разных берегах.
Отдельной темой дискуссии стала роль реки Оби в жизни Новосибирска. Специалисты отметили, что ее ресурс используется не полностью. Потенциал водной артерии огромен.
— Река Обь позволяет сообщаться с Бердском и другими населенными пунктами, — заметил в ходе презентации мастер-плана Леонид Коновалов.
Фото: Андрей Заржецкий
Он же отметил, что использование водного ресурса как способа транспортировки людей поможет решить немало важных задач, в частности пробок на дорогах, так как транспортировка по воде осуществляется быстрее и дешевле. Сегодня береговая линия во многих местах непригодна для использования, а между тем там требуется безопасный и свободный доступ.
— Необходимо развитие водного транспорта — не туристического, а городского. Не какая-то экзотика, а система с остановками и пересадочными пунктами. Благодаря этому можно развивать территории, инфраструктуру, бизнес, создавать рабочие места. Многие захотят воспользоваться такой возможностью, — отметил Леонид Коновалов. — Также необходимо учитывать речной фасад при планировании застройки, чтобы рядом с многоэтажками были остановки речного транспорта.
Сейчас поездки по Оби в Новосибирске доступны жителям района Аквапарка и Северо-Чемского жилмассива. Как показал опыт, такая транспортировка горожанами востребована. Кроме этого, водным транспортом за год пользуется около 200 тысяч туристов. В Новосибирской агломерации много прибрежных территорий, и мастер-план должен это учитывать, определяя стратегию развития.