USD 100.2192 EUR 105.8090
 

О «пешеходке» улицы Ленина и закате ТЦ

Мария БОРОВЕЦ
Улица Ленина — излюбленное место прогулок жителей города и туристов. Несмотря на протесты автомобилистов и продолжающий ездить здесь транспорт, территория все больше и больше приближается к подобию пешеходной зоны. Так может, не мешать этому процессу, а помочь ему? Фото: Андрей Заржецкий
Улица Ленина — излюбленное место прогулок жителей города и туристов. Несмотря на протесты автомобилистов и продолжающий ездить здесь транспорт, территория все больше и больше приближается к подобию пешеходной зоны. Так может, не мешать этому процессу, а помочь ему? Фото: Андрей Заржецкий

Почему, заглядывая в будущее, неплохо оглянуться в прошлое? По дороге в свое 130-летие сибирский мегаполис накопил уникальный багаж.

Областное архитектурное сообщество отмечает в этом году 90 лет.

Несложно представить, какая накоп­лена база. Настало время раскрыть потенциал. Тем более у власти и общества наконец созрел запрос. Когда в ответ новому мэру на его предложение сделать Новосибирск «городом без окраин», подразумевающее, что цвести и благоустраиваться должен не только центр, жители третьего по размерам мегаполиса в стране в социальных сетях грустно пишут: «пока у нас окраина без города». И с этим нужно что-то делать.

Итак, профессиональное сообщество готово работать на опережение, пока на инициативной основе. Председатель Новосибирского союза архитекторов Пётр Долнаков накануне Дней архитектуры в Новосибирске побывал в гостях у «Советской Сибири» и раскрыл некоторые детали. Вот, к примеру, что думают архитекторы о пешеходизации улицы Ленина. Эту идею, напомним, поддержал губернатор Андрей Травников.

Сколько копий сломано: если закрыть ее для транспорта, это сильно затруднит движение в центре. Между тем, как сообщил наш собеседник, эксперты математически посчитали: закрытие транспортного движения от площади Ленина до проспекта Димитрова не увеличит число пробок в Новосибирске. Зато территория, которая давно стала местом паломничества и горожан, особенно молодежи, и туристов, раскроет полнее функционал пешеходной прогулочной зоны. В центре она нужна. Первомайский сквер вовсе не заменяет ее. Это другое, как сейчас говорят.

— Сквер — это совершенно другой тип отдыха, особенно в Сибири. В Сибири пешеходная улица — это место, где человек хочет находиться, там есть классные интересные теп­лые пространства. Мы видим на фрагменте от площади Ленина до улицы Советской, какая концентрация жизни там, как выплескивается туда народ. Там весь город. Люди видят ценность в том, чтобы общаться, — уверен Пётр Долнаков.

035-10-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

«Обращать» улицу Ленина в пешеходную зону начнут постепенно, стремясь в конце концов полностью освободить ее от авто. Это не будет раз — и отрубили. Например, участники хакатона для студентов архитектурных вузов и молодых архитекторов целую неделю работали над концепцией развития центра мегаполиса. 28 августа станет известно, как молодежь видит в перспективе кварталы «Победа» в районе сквера «Вод­ник» и центральную часть улицы Ленина в районе универсама. Кстати, практически все архитекторы против сомнительного украшения центральной площади — автопарковки. Отметим, что они работают над проектом совместно с транспортниками: важно знать и просчитать логистику. Важно, чтобы центр был связан разными интересными пешеходными маршрутами.

— Центр Новосибирска — наше общее достояние, где можно проследить трансформацию зданий и памятников за 131-летний период, — подчеркивает глава Союза архитекторов. — Чтобы территория стала реальным центром, нужно сформировать подходы к комплексному развитию.

Несколько лет назад о дружественности города к пешеходу, необходимости развития пешеходных связей «Советская Сибирь» говорила с архитектором Игорем Поповским. Он подчеркивал, что Новосибирск строится и развивается без оглядки на возможность ходить по нему, путешествовать, наслаждаться видами — а они у нас есть, но никак между собой не связаны — разорванные куски пространства.

Еще один тренд — утрата интереса жителей к большим торговым центрам. Интернет-торговля сильно повлияла на поведение покупателей. Зачем нагружаться покупками, если их можно выбрать онлайн и получить на дом? То есть формат мегамаркетов уходит в прошлое, как считает наш собеседник. Соответственно, владельцам придется менять функционал помещений, приспосабливаясь к потребностям публики. А публика хочет гулять, проводить где-то уютно время, общаться. То есть движение все в том же русле «пешеходки» на Ленина — создание комфортного общественного пространства плюс дополнительные сервисные, развлекательные и даже оздоровительные функции: фуд-холл, фитнес-клуб, спа-салон и так далее.

В целом Дни архитектуры Новосибирска, по словам Петра Долнакова, во многом о развитии города в сторону комфортности жизни вне собственной квартиры и рабочего офиса. И если поднять работы архитекторов прошлого, мы увидим, что к тому же конструкторская мысль стремилась и раньше. И наши современники, последователи Крячкова, Кузьмина, Никитина и других, сегодня готовы предложить городу то, чего ему так остро не хватает.

А что вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу? Пишите нам, мы готовы к обсуждению с привлечением Новосибирского союза архитекторов на страницах «Советской Сибири».

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Оцифрованные архивы «Советской Сибири». Со страниц печати современные архитекторы узнают, какую работу проводили их коллеги в прошлом, о чем говорили, какие проблемы, идеи озвучивали. Ведь и Андрей Крячков писал статьи в областную газету «Советская Сибирь». Да-да! Он сообщал о «большом Новосибирске». Об этом же писал в нашем издании не менее легендарный Николай Кузьмин. «Они остро критиковали происходившее на тот момент в городе, мыслили масштабно, — говорит Пётр Долнаков. — Кстати, Дни архитектуры, которые мы в августе 2024 года проводим и посвящаем юбилею Союза архитекторов области, были инициированы со страниц «Советской Сибири» в 1984 году. Это был целый разворот о задачах и планах по развитию города. Надеемся продолжить эту традицию в настоящем».