О «пешеходке» улицы Ленина и закате ТЦ
Почему, заглядывая в будущее, неплохо оглянуться в прошлое? По дороге в свое 130-летие сибирский мегаполис накопил уникальный багаж.
Областное архитектурное сообщество отмечает в этом году 90 лет.
Несложно представить, какая накоплена база. Настало время раскрыть потенциал. Тем более у власти и общества наконец созрел запрос. Когда в ответ новому мэру на его предложение сделать Новосибирск «городом без окраин», подразумевающее, что цвести и благоустраиваться должен не только центр, жители третьего по размерам мегаполиса в стране в социальных сетях грустно пишут: «пока у нас окраина без города». И с этим нужно что-то делать.
Итак, профессиональное сообщество готово работать на опережение, пока на инициативной основе. Председатель Новосибирского союза архитекторов Пётр Долнаков накануне Дней архитектуры в Новосибирске побывал в гостях у «Советской Сибири» и раскрыл некоторые детали. Вот, к примеру, что думают архитекторы о пешеходизации улицы Ленина. Эту идею, напомним, поддержал губернатор Андрей Травников.
Сколько копий сломано: если закрыть ее для транспорта, это сильно затруднит движение в центре. Между тем, как сообщил наш собеседник, эксперты математически посчитали: закрытие транспортного движения от площади Ленина до проспекта Димитрова не увеличит число пробок в Новосибирске. Зато территория, которая давно стала местом паломничества и горожан, особенно молодежи, и туристов, раскроет полнее функционал пешеходной прогулочной зоны. В центре она нужна. Первомайский сквер вовсе не заменяет ее. Это другое, как сейчас говорят.
— Сквер — это совершенно другой тип отдыха, особенно в Сибири. В Сибири пешеходная улица — это место, где человек хочет находиться, там есть классные интересные теплые пространства. Мы видим на фрагменте от площади Ленина до улицы Советской, какая концентрация жизни там, как выплескивается туда народ. Там весь город. Люди видят ценность в том, чтобы общаться, — уверен Пётр Долнаков.
Фото: Андрей Заржецкий
«Обращать» улицу Ленина в пешеходную зону начнут постепенно, стремясь в конце концов полностью освободить ее от авто. Это не будет раз — и отрубили. Например, участники хакатона для студентов архитектурных вузов и молодых архитекторов целую неделю работали над концепцией развития центра мегаполиса. 28 августа станет известно, как молодежь видит в перспективе кварталы «Победа» в районе сквера «Водник» и центральную часть улицы Ленина в районе универсама. Кстати, практически все архитекторы против сомнительного украшения центральной площади — автопарковки. Отметим, что они работают над проектом совместно с транспортниками: важно знать и просчитать логистику. Важно, чтобы центр был связан разными интересными пешеходными маршрутами.
— Центр Новосибирска — наше общее достояние, где можно проследить трансформацию зданий и памятников за 131-летний период, — подчеркивает глава Союза архитекторов. — Чтобы территория стала реальным центром, нужно сформировать подходы к комплексному развитию.
Несколько лет назад о дружественности города к пешеходу, необходимости развития пешеходных связей «Советская Сибирь» говорила с архитектором Игорем Поповским. Он подчеркивал, что Новосибирск строится и развивается без оглядки на возможность ходить по нему, путешествовать, наслаждаться видами — а они у нас есть, но никак между собой не связаны — разорванные куски пространства.
Еще один тренд — утрата интереса жителей к большим торговым центрам. Интернет-торговля сильно повлияла на поведение покупателей. Зачем нагружаться покупками, если их можно выбрать онлайн и получить на дом? То есть формат мегамаркетов уходит в прошлое, как считает наш собеседник. Соответственно, владельцам придется менять функционал помещений, приспосабливаясь к потребностям публики. А публика хочет гулять, проводить где-то уютно время, общаться. То есть движение все в том же русле «пешеходки» на Ленина — создание комфортного общественного пространства плюс дополнительные сервисные, развлекательные и даже оздоровительные функции: фуд-холл, фитнес-клуб, спа-салон и так далее.
В целом Дни архитектуры Новосибирска, по словам Петра Долнакова, во многом о развитии города в сторону комфортности жизни вне собственной квартиры и рабочего офиса. И если поднять работы архитекторов прошлого, мы увидим, что к тому же конструкторская мысль стремилась и раньше. И наши современники, последователи Крячкова, Кузьмина, Никитина и других, сегодня готовы предложить городу то, чего ему так остро не хватает.
А что вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу? Пишите нам, мы готовы к обсуждению с привлечением Новосибирского союза архитекторов на страницах «Советской Сибири».
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Оцифрованные архивы «Советской Сибири». Со страниц печати современные архитекторы узнают, какую работу проводили их коллеги в прошлом, о чем говорили, какие проблемы, идеи озвучивали. Ведь и Андрей Крячков писал статьи в областную газету «Советская Сибирь». Да-да! Он сообщал о «большом Новосибирске». Об этом же писал в нашем издании не менее легендарный Николай Кузьмин. «Они остро критиковали происходившее на тот момент в городе, мыслили масштабно, — говорит Пётр Долнаков. — Кстати, Дни архитектуры, которые мы в августе 2024 года проводим и посвящаем юбилею Союза архитекторов области, были инициированы со страниц «Советской Сибири» в 1984 году. Это был целый разворот о задачах и планах по развитию города. Надеемся продолжить эту традицию в настоящем».