USD 100.2192 EUR 105.8090
 

«Мы забываем, что тоже были детьми…»

Алёна КОВРОВА

Для вовлечения человека в спорт нужны поддержка, понимание и личный положительный пример

Любовь к отдельным предметам в школе и на следующих ступенях получения образования нам прививают преподаватели. Если учитель умеет донести знания, развить в ученике полезные навыки и умения — это настоящий талант. К таким наставникам тянешься с первого взгляда, чувствуя поддержку.

— Для работы с детьми разработана наука педагогика, психология, целые институты задействованы в создании программ по взаимодействию с ними, а между тем самым действенным методом остается человеческое отношение. Каждый ученик — личность, и дети всегда понимают, кто искренне к ним расположен, а кто нет, — такой вывод за годы работы в должности учителя физической культуры сделал педагог, спортсмен, академик, писатель и композитор Владимир Ащеулов.

В начале жизненного пути он и не думал работать с детьми, но судьба распорядилась иначе. Для многих уроки физкультуры под началом Владимира Николаевича становились настоящим открытием и ступенькой к совершенствованию себя, раскрытию своего потенциала.

Владимир Николаевич родился в Кемеровской области в 1948 году. Через три года вместе с семьей переехал в деревню Каменка, что под Новосибирском, где мама работала директором школы, а отец — нормировщиком в совхозном гараже.

Мальчишка с раннего детства любил заниматься спортом. В круг интересов попали и лыжи, и волейбол, и легкая атлетика, и гимнастика. Повзрослев, Владимир увлекся тяжелой атлетикой, поднимал штангу. Первую серьезную награду — второе место взял на первенстве России в 1965 году. Потом получил травму, и большой спорт пришлось оставить. Однако после школы он поступил в Новосибирский техникум физкультуры и даже успел поработать учителем физкультуры в школе города Топки. А затем ушел в армию, где служил в составе группы советских войск в Германии в спортивном клубе.

Трудовая деятельность, связанная с физвоспитанием, началась у Владимира Николаевича практически сразу после армии. Учителем физкультуры он работал в школах, техникумах и училищах Новосибирска, был руководителем физвоспитания, инструктором по спорту и директором плавательного бассейна в Краснообске.

— В систему профобразования я пришел в 1992 году, устроился на работу в тогда еще не расформированное мебельное училище в Кировском районе. Была такая должность — заместитель директора по физкультурно-массовой и спортивной работе. Потом трудился замом по учебно-воспитательной работе, — вспоминает Владимир Ащеулов.

Сегодня он работает методистом Центра развития профессионального образования Новосибирской области, является председателем Новосибирского регионального отделения физкультурно-спортивного объединения «Юность России».

— Моя задача — курировать спорт в средних профессиональных образовательных учреждениях. Я являюсь главным судьей Студенческой спартакиады, Спартакиады бодрости и здоровья среди педагогов профессионального образования, — уточняет наш герой.

Отметим, что педагогический опыт в области физического воспитания у Владимира Николаевича — более 40 лет.

Спорт как часть культуры

Работу с детьми Владимир Ащеулов считает интересной и развивающей.

— Мы, взрослые, забываем, что сами были детьми, и это накладывает большой отпечаток на методы работы с ними, — говорит он. — Я никогда в жизни не позволял себе унизить ребенка. Это личность, которую не нужно тыкать носом в ошибки, — нужно показывать путь, и тогда ты будешь услышан, получишь отклик, результат. Возраст до 18 лет очень продуктивный в плане обретения навыков и силы. Нужно только правильно составить план развития этих качеств и заинтересовать детей личным примером. Энергетика, привносимая на занятия, очень много значит. Я за массовый спорт, к которому у людей больше стремления. Единичных фестивалей спорта, думаю, недостаточно. Спорт должен быть частью повседневной культуры собственного развития.

И эту любовь к тренировкам, разминкам, различным упражнениям и видам спорта прививает как раз учитель физкультуры. Сам Владимир Николаевич специализировался в тяжелой атлетике, гимнастике и лыжах, является КМС по легкой атлетике.

Авторитет нужно заслужить

Много лет назад в одном из техникумов Новосибирска Ащеулов разработал и ввел занятия по гиревому спорту. Для реализации замысла он закупил 50 гирь. Студентам, впервые оказавшимся на его занятии, он предлагал продержать на вытянутой руке гирю с минимальным весом в течение трех секунд. Тем, кто справится, обещалось освобождение от занятий и хорошая оценка. Однако как ни старались студенты, выполнить задание не могли. Затем, осваивая технику, они на третьем курсе сдавали экзамен по гиревому двоеборью — толчок и рывок. Участвовали даже девочки.

— Если ты показываешь что-то, это должно быть выполнено качественно, иначе можно утратить авторитет, — уточняет Владимир Николаевич.

Отметим, что наш герой и сам много раз выступал на соревнованиях разного уровня. В его копилке призовые места за участие в состязаниях по легкой атлетике, волейболу, гимнастике, лыжным гонкам и даже стрельбе. Учитель физической культуры со стажем до сих пор держит себя в отличной физической форме, хотя карьеру педагога закончил в 2012 году. С новыми же учениками и преподавателями он взаимодействует на различных соревнованиях, выступая в качестве главного судьи.

Страстью всей жизни, кроме спорта, для Владимира Николаевича стала музыка. В детстве он самостоятельно выучился играть на гармошке и владение инструментом довел до мастерства. Сегодня исполняет песни собственного сочинения на самые разные темы. Часть из них, что неудивительно, имеет отношение к профессии учителя.