USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Проект «ноль-четыре»

Наталья ИВАНОВА
Раньше детей, оставшихся без попечения родителей, направляли в детские дома. Сейчас такие случаи единичны и, по сути, являются чрезвычайным происшествием. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Раньше детей, оставшихся без попечения родителей, направляли в детские дома. Сейчас такие случаи единичны и, по сути, являются чрезвычайным происшествием. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Появился планшет, где сосредоточена вся информация о помощи семьям

В регионе сокращается количество детей, оставшихся без попечения родителей. Положительную тенденцию удалось сформировать благодаря стараниям специалистов из самых разных сфер, свой результат дают и программы, направленные на профилактику социального сиротства.

С начала текущего года почти 80 малышей оказались в трудной жизненной ситуации. Они могли остаться без родителей, но, к счастью, теперь уже воспитываются в семьях. Это стало возможным после того, как Новосибирская область вошла в федеральный проект «Профилактика социального сиротства среди детей в возрасте до четырех лет». Регион выступает одной из 14 пилотных площадок, где реализуется инициатива Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Главная задача проекта — повысить устойчивость семей с маленькими детьми к кризисам, в том числе и тем, которые могут привести ребенка в детский дом.

— Проект «0-4», как мы сокращенно его называем, направлен на профилактику социального сиротства, — рассказала заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области Ольга Потапова. — Он органично дополнил наши региональные практики, в том числе проект «Защитники детства». Усилия направлены на наиболее уязвимую категорию детей — самого младшего возраста.

Капля в море?

В Новосибирской области проект стартовал в июне прошлого года. На тот момент в интернатной системе находилось 112 малышей.

— Ужасающая цифра, — прокомментировала ситуацию Ольга Потапова. — Да, в масштабах субъекта, где проживает 600 тысяч детей, она может показаться каплей в море, но тем не менее ребята оставались без значимых взрослых и родительского попечения. Сегодня количество детей в возрасте до четырех лет, проживающих в учреждениях социального обслуживания, сократилось на 58 процентов. Это очень серьезный показатель нашей совместной работы с Уполномоченным по правам ребенка в Новосибирской области и некоммерческим сектором.

Наш регион пока что единственный, где проект, направленный на предотвращение сиротства среди детей в возрасте до четырех лет, апробируется на принципах государственно-частного партнерства. Министерство труда и социального развития региона сотрудничает с негосударственным центром помощи семье и детям «Вместе» и благотворительным фондом «Солнечный город». Созданы алгоритмы по раннему выявлению неблагополучия в семь­ях. Специа­листы региональной службы «Дети в семье» отрабатывают все потенциально опасные случаи.

— Подключить общественные организации стало возможным, так как эта работа в регионе проводилась и ранее, до появления проекта «0-4». Опыт предыдущих лет позволил оперативно сориентироваться, собрать все ресурсы, что называется, по зернышку и вступить в данный проект. Мы действительно очень много делали в плане того, чтобы каждый ребенок обретал свою семью, и у нас немало устойчивых относящихся к данной теме организаций. Хотя еще есть над чем работать, — подчеркнула Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области Надежда Болтенко.

Не более трёх часов на решение

В министерстве труда и социального развития Новосибирской области утверждают, что проект «0-4» очень важен для региона. Ситуацию, когда у ребенка нет любящих, заботливых родителей, тут прямо называют ненормальной.

— Наше ведомство является уполномоченным органом по вопросам материнства и детства в сфере опеки и попечительства. Конечно, мы глубоко анализируем результативность всей системы профилактики детского и семейного неблагополучия и давно пришли к выводу, что она вся нуждается в масштабных изменениях. Мы реформируем систему уже давно, проведен серьезный подготовительный этап, — сообщила Ольга Потапова.

Как следствие, был создан региональный проект «Защитники детства», направленный на раннее выявление семейного неблагополучия и на совершенствование системы. Апробация стартовала в 2021 году.

— Ключевым моментом здесь является как раз ранняя профилактика, а таковая возможна только при условии вовлечения в процесс всех участников. Это специалисты не только социальной сферы, но и образования, здравоохранения, культуры, спорта, правоохранительных органов и, безусловно, некоммерческого сектора, — рассказала Ольга Потапова.

Основная их цель — не отправить ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в детдом, а вернуть в кровную семью. Или, если это невозможно, подобрать семью приемную. В результате только за первое полугодие 2024 года количество детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось.

В ситуациях, когда ребенок все-таки может оказаться в интернатной системе, у специа­листов порой есть не более трех часов на принятие решения. Чтобы побеседовать с мамой, которая пока еще только рассматривает возможность отказаться, допустим, от новорожденного, они выезжают в любое время суток. При этом, как пояснил директор фонда «Вместе» Владимир Жижков, речь о психологическом воздействии не идет.

— Ее не отговаривают ни в коем случае, — подчеркнул Владимир Жижков. — Женщине объясняют различные возможности дальнейшего развития событий: что в случае отказа от него ребенок попадет в такое-то учреждение, потом уйдет в приемную семью, возможно, что захочется вернуть, но нужно будет пройти такие-то шаги, поэтому нужно подумать. Как правило, спустя какое-то время женщина принимает решение оставить ребенка.

Меры поддержки и сервисы онлайн

Уже более 27 тысяч профессионалов, так или иначе задействованных в работе с семьями с детьми, прошли специальное обучение. Постоянно идет повышение квалификации, в рамках которого в качестве примеров рассматриваются трудные случаи, предусмотрено сопровождение и самих специалистов.

— Порой бывают настолько сложные семьи, что после того, как наши сотрудники оказали помощь, им самим может потребоваться какая-то профилактика. Они у нас все достаточно эмоциональные, чуткие, принимающие чужую боль на себя, поэтому важно, чтобы не было в том числе профессионального выгорания, — подчерк­нула Ольга Потапова.

Сделать еще более эффективным труд специалистов призван и новый программный продукт «Планшет социального работника». Он был создан при участии министерства цифрового развития и связи Новосибирской области, аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области. В режиме онлайн тут можно заполнять необходимые документы, а они, в свою очередь, будут интегрироваться в систему «Социальный портрет гражданина и типизированное хранилище данных Новосибирской области». Последняя используется в регионе для предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения. В ней содержится исчерпывающая информация о мерах поддержки и социальных сервисах для семей с детьми. Таким образом, специалисты получат возможность проводить оценку ситуа­ции и подбирать варианты адресной помощи семье непосредственно на местах. В пилотном режиме «Планшет социального работника» начнет использоваться со второй половины текущего года сразу в нескольких муниципалитетах.