USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Причём здесь Хрущёв и хрущёвки?

Маргарита РЕВЗИНА
Знаменитая полногабаритная панельная хрущевка на Космической, 12/1. Когда ее только построили, жители стоящих рядом кирпичных домов приходили смотреть, не сложилась ли она еще как карточный домик. А хрущевка стоит до сих пор, и ее износ составляет всего 30 процентов!
Знаменитая полногабаритная панельная хрущевка на Космической, 12/1. Когда ее только построили, жители стоящих рядом кирпичных домов приходили смотреть, не сложилась ли она еще как карточный домик. А хрущевка стоит до сих пор, и ее износ составляет всего 30 процентов!

В Новосибирске есть районы, густо застроенные так называемыми хрущевками. А при чем здесь мода, спросите? Фокус в том, что с ней, модой легендарных 1960-х, они очень органично перекликаются.

Архитектура, как ничто другое, отражает стили и эстетику эпохи. В том числе и моду. Коко Шанель говорила, что мода — это архитектура в миниатюре. А известный дизайнер Том Форд утверждал, что «и одежда, и здания — это оболочка, в которой живет человек». На какую эпоху ни посмотри, в каждой мода является отражением архитектуры. Геометрия городских фасадов перекликается с силуэтами, формами, фасонами. У моды и архитектуры одни выразительные средства, они существуют в контексте друг друга и воплощаются в одних и тех же образах и формах.

Дыханье детства и квартиры для всех

В центре Новосибирска многое напоминает о прошлом, но уже чуть подальше начинаются более поздние застройки. Пройди еще немного — и все задышит новизной. Каждый пройденный квартал рассказывает о моде своего времени: особые места с их совершенно неповторимым обликом.

Одно такое место — район Башни в центре левобережья. Станция метро «Площадь Маркса», остановка транспорта «Улица Ватутина».

Еще в 1950-е водонапорная башня была окружена картофельными полями, а в 1960-е началась активная застройка этого места домами совершенно нового для того времени типа — потом их назовут хрущевками. Если зайти внутрь квартала, словно попадаешь в тот период истории. Разве что стоя­щие во дворах машины и пластиковые окна в домах напоминают, что ты в настоящем, здесь и сейчас.

026-31-02.jpg

Рисунки из журналов мод 1960-х отражают минимализм и динамику своего времени.

Дворы, утопающие в зелени, кусты сирени, яблони, липы, клумбы с пионами — будто оказываешься в безмятежном детстве. Вокруг только пятиэтажки. Хрущевками их метко назвали после знаменитого постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», принятого по инициативе Н.С. Хрущёва, во времена пребывания которого на посту руководителя СССР и было построено большинство этих домов. Страна нуждалась в жилье, и вопрос был решен.

Вы в курсе, например, что, работая в три смены, строители могли смонтировать такую типовую панельку за 12 дней? Ее отделка длилась всего месяц.

Для новосибирцев, испытавших на себе тяготы военных лишений и тыловых трудностей, когда при эвакуации люди жили в битком набитых квартирах, получение отдельного жилья стало счастьем.

Полногабаритная достопримечательность

Это сейчас хрущевки попали в разряд непрестижного жилья, но, как утверждают многие старожилы, они никуда не собираются переезжать, потому что в этих домах тепло, светло, поскольку они строились с учетом розы ветров и инсоляции, а в инфраструктуре района предусмотрено все, что нужно для комфортной жизни: больницы, детские сады, школы, магазины, остановки транспорта.

Всего через три года после первой московской хрущевки такая же появилась в Новосибирске, в районе Башни, на улице Космической, 12/1. И эта первая, экспериментальная — полногабаритная, с высотой потолков 2,7 метра.

По сути, этот дом без балконов — архитектурная достопримечательность, достойная если не охранного статуса, то как минимум упоминания. В привычных хрущевках на одну панель приходится одно окно, а тут — сразу по два. В четырех подъездах 80 квартир, которые немного просторнее привычных.

Но, увы, дома этой «московской» серии проекта Дыховичного в Новосибирске не запустили в массовое производство, а поставили на поток упрощенную «ленинградскую» серию, разработанную Львом Юзбашевым.

Архитектура функционализма и мода минимализма

А какой была мода тех лет!

Время дерзновенных мечтаний, открытий и свершений. Такой была и мода. В этих хрущевках жили преимущественно молодые семьи с детьми. И понятно, что все они хотели одеваться модно и красиво. Стиль того времени — минимализм, четкие формы, чистота линий, простота, компактность и логичность, и все это также читается в архитектуре.

А как эстетически перекликаются хрущевки и мини! Интересно, что такая модная в 1960-е длина юбок — мини не очень-то сочеталась с идея­ми строительства социа­лизма, но это самое шокирующее всех новшество так стремительно внедрилось, что и возрастные дамы не самых малых габаритов непринужденно носили короткое.

026-31-03.jpg

1960-е положили начало жизнерадостной молодежной моде. Так могла быть одета молодая хозяйка квартиры в хрущевке.

Рядом с Башней возник легендарный НЭТИ, став местом притяжения творческой, образованной и целеустремленной молодежи — носителя самой молодежной моды, впервые за всю ее историю. 1­960-е — прорыв в индустрии моды, начиная от технологий и материалов, заканчивая силуэтами и фасонами. Совершенно новая пластика молодости, красивая динамика одежды легко и непринужденно задала миру новые правила жизни. Простота архитектуры новостроек отлично сочеталась с независимостью и экспрессивностью моды молодых, устремленных к свободе и самовыражению. Да и весь мир уже не был таким закрытым. Появились импортные вещи, люди ездили за рубеж, и наша легкая промышленность наконец начала отвечать запросам населения.

Модное местечко — на Башне

Кварталы новых домов — хрущевок были пронизаны созидательной энергией юности. Логично, что в этом же районе открылся фирменный магазин швейной фаб­рики «Северянка», где можно было купить не только изделия одноименной фабрики, но и перспективные модели Новосибирского дома моделей.

А на проспекте Маркса работал большой магазин тканей, где были «раскроечные столы» — сейчас услуга не особо востребована, а кому-то и вовсе непонятна, а тогда можно было купить ткань и тут же раскроить по выбранному модному фасону.

Кстати, та мода, создаваемая молодыми, и сейчас актуальна. Ведь было придумано все, что кажется сейчас таким привычным, словно существовало всегда: трапециевидные и прямые пальто, брючные костюмы, короткие платья-футляры прямого кроя, мини-юбки и водолазки, платья и сарафаны с А-образным силуэтом, узкие брюки, джинсы, купальники бикини — все это из 1960-х.

А еще из того времени уже вроде вечные узкие туфельки-лодочки на шпильке и туфли с «квадратным» носком, капроновые чулки и дедероновые колготки, высокие лаковые сапоги и пластиковая обувь — туфли-мыльницы, кеды и туфли-балетки.

Аксессуары тоже были компакт­ны: небольшие сумки геометрических форм, складные зонтики, папки и портфели. Никто не носил с собой тяжелых вещей, разве что в авоську покупались самые простые продукты.

Тогда же в моду вошли высокие прически, яркий макияж: густо накрашенные ресницы, стрелки, помада всех цветов, особенно перламутровая. Были актуальны газовые косыночки, которые помогали спасти от ветра модные прически с высоким начесом.

Абстрактная геометрия, синтетические материалы, новизна во всем — такова мода 1­960-х в декорациях новостроек-хрущевок. Прямолинейные дома, прямолинейные люди, прямолинейная мода.