Продолжение темы: «Администрация Коченёвского района не возражает…»
В ответ на официальный запрос областного депутата Александра Барсукова районная власть отдала карты в руки сельсовету и местным депутатам.
Напомним, «Советская Сибирь» писала о ситуации с раздавленной фурами дорогой: по Центральной улице поселка Речник, где расположена вся социальная инфраструктура населенного пункта, ни пройти ни проехать. Здесь идет транзитный грузовой транспорт, объездной нет. Десять лет назад на ремонт выделял деньги областной депутат Александр Барсуков.
Теперь глава Чистопольского сельсовета, на территории которого расположен поселок, рекомендует общественникам взяться за проект инициативного бюджетирования, попытаться самостоятельно добыть деньги на ремонт дороги. Этот вариант вызвал возмущение у регионального депутата.
Как выяснилось, городить огород в этом вопросе вовсе не обязательно: решение принимается на уровне сельсовета — где и что ремонтировать на выделенные территории деньги.
А много ли их выделяется? Исходя из ответа администрации Коченёвского района, ремонт автомобильных дорог муниципальных образований финансируется ежегодно. В частности, Чистопольскому сельсовету из райбюджета в 2023 году было выделено 796 тысяч рублей, в 2024-м — 900 тысяч. «Порядок и очередность проводимого ремонта, — пишет замглавы администрации В. Игошин, — определяется на сессии совета депутатов Чистопольского сельсовета. Администрация Коченёвского района не возражает в проведении ремонта ул. Центральной п. Речник Чистопольского сельсовета».
Надо ещё больше
900 тысяч рублей. И делите, как знаете. Понятно, что в сельсовете улица Центральная не единственная «просит каши». В регионе более 400 сельсоветов, и, нет сомнения, в каждом тянут в разные стороны финансовое одеяло: этому дали на дорогу, этому велено подождать.
Справедливости ради отметим, что практика ремонтов сельских дорог вообще-то имеет не очень длинную историю. Напомним, в 2020-м около 1,5 миллиарда рублей, выделенных на эти цели, стало в полном смысле сенсацией регионального уровня.
Сумма в следующем году уменьшилась на полмиллиарда, но все-таки финансирование продолжилось.
Неиспользованный остаток средств, предназначенных на ремонты, в размере 340 миллионов рублей в 2023 году был переброшен также на сельские дороги. В апреле текущего года об этом депутатам областного парламента на одном из заседаний транспортного комитета напомнил представитель регионального минтранса. Но сумма в 340 миллионов не вызвала у депутатов энтузиазма. Она не спасает ситуацию. Парламентарии справедливо отмечают: отсутствие нормальных дорог на селе — причина оттока населения. И чем дальше, тем ситуация критичнее.
К вопросу дофинансирования сельских дорог в Законодательном собрании обещали вернуться накануне предстоящих парламентских каникул — в пору внесения очередных бюджетных корректировок.
Когда деньги перестанут проваливаться в столичные дороги
В 2024 году объем субсидий муниципальным образованиям Новосибирской области, за счет которых приводятся в нормативное состояние дороги, составил чуть более 6,9 миллиарда рублей. На эти деньги планируется отремонтировать 106 километров полотна, из которых 20 км — в областном центре. Новосибирск объективно самый крупный в регионе получатель субсидий. И эти 20 километров не самые дешевые: совершенно точно каждый городской метр дороги сильно превосходит в цене щебеночный сельский.
И каждый год в столице Сибири колоссальные средства осваиваются на дорожных ремонтах. Вызывает возмущение факт, когда это делается в одном и том же месте. В то время как сельским дорогам не хватает полноценного финансирования, столичные дорожники всегда при деле, у них что ни лето — битва с ямами и трещинами в асфальте.
Вопрос повышения качества строительно-дорожных работ в Новосибирске обсудили, кстати, в минувший понедельник на оперативном совещании у губернатора Новосибирской области.
В своем ТГ-канале глава региона Андрей Травников уточнил, что «сегодня на гарантии находится почти 1000 объектов дорожного хозяйства, некоторым из них уже семь лет. Несмотря на растущие строгость и расширение двухэтапного контроля — не только по завершении работ, но и во время их проведения, — количество гарантийных дефектов сокращается. По итогам проверок заставляем подрядчиков своевременно устранять повреждения дорожного полотна. Объем таких работ ежегодно снижается. Работу продолжаем по всем направлениям, в том числе выявляем причины появления дефектов из-за нарушения технологии, увеличиваем объем обучения дорожных работников. Каждый квадратный метр замененного асфальта должен служить долго. Важно не качественно выявлять дефекты, а не допускать их появления».