Да здравствует практика, или Где применить теорему Пифагора?
Возвращение в школьную программу в новом учебном году дисциплин, которые были незаслуженно задвинуты, — трудов и НВП — произвело фурор. Сколько уже было сказано и написано: детей нужно на практике учить трудиться, защищать и защищаться, а не просто изучать схемы и алгоритмы вероятных действий.
Хотя педагогическая общественность склонна говорить не о «возвращении», а о существенной модернизации курсов. То есть на смену «Основам безопасности жизнедеятельности» приходят «Основы безопасности и защита Родины».
Заместитель министра образования Новосибирской области Владимир Щукин пояснил, что модули, представленные в ОБЖ, сохраняются, но содержание курса становится шире. Там появляются блоки, связанные с вопросами организации национальной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, начальной военной подготовки, с основами медицинских знаний и гражданской обороны. То есть данные вопросы были и в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», но теперь его содержание переработано в соответствии с современными реалиями.
Из садиков стало приходить меньше детей
Пока школы самостоятельно устанавливают, по какому графику им предстоит работать, сколько продлится очередной учебный год — 34 или 35 недель. А вот многообразия образовательных программ теперь нет. Наэкспериментировались. Как в свое время с учебниками. Единый федеральный образовательный стандарт расставляет все по полочкам. Следовать указаниям обязаны все общеобразовательные организации. Масштабные изменения, понятно, оказывают значительное влияние и на педагогическое сообщество.
— Переход требует не скажу что полной переподготовки, но повышения квалификации учителя, — рассказал замминистра. — Новшества в первую очередь касаются даже не содержания, а приемов и технологий, которые призваны сформировать результаты, определяющиеся по окончании обучения в школах.
В неменьшей степени нововведения затрагивают интересы сотни тысяч детей. Напомним, минувший учебный год завершили 372 618 школьников с 1-го по 11-й классы.
— Сейчас у нас идет набор на следующий учебный год, и по прогнозу ожидается около 38 тысяч первоклассников, что примерно на тысячу человек меньше, чем в прошлый и позапрошлый учебные годы. Это такая общая демографическая ситуация. Идет сокращение численности детей дошкольного возраста, и, естественно, ребят, которые переходят из детского сада в школу, становится меньше. С учетом того количества мест, которое у нас есть, можем прогнозировать, что через некоторое время нагрузка по количеству детей и классов, которые потребуются, снизится, — прокомментировал ситуацию заместитель министра образования Новосибирской области Владимир Щукин. — Но общее количество школьников пока растет. У нас очень большая доля детей, которые переходят из начальной школы в среднее звено.
Про грядущее снижение нагрузки на школы: время, конечно, покажет, этот тренд предсказывал и экс-министр образования Сергей Федорчук. Однако в учреждения образования из года в год записывается все больше детей: в новых микрорайонах — Чистая Слобода, Южно-Чемской, ОбьГЭС — учатся в три смены. Пополнение происходит не только за счет местных дошколят, но и за счет переселенцев из других регионов и соседних стран. Вчера эти дети ходили в сад — если ходили — под Кемерово или в Казахстане, а в первый класс или в пятый прибыли в Новосибирск на постоянное место жительства.
Надпредметная область
Переход на основные образовательные программы, утвержденные Министерством просвещения Российской Федерации, стал главным событием учебного 2023–2024 года.
— До этого учреждения самостоятельно разрабатывали образовательные программы, руководствуясь федеральным государственным образовательным стандартом и примерными программами для разных ступеней среднего образования, — напомнил заместитель министра. — Теперь такого нет. Сейчас четко определены федеральные учебные график, план, содержание и требования к результатам обучения по каждому предмету.
Таким образом, по всей стране формируется единое образовательное пространство. Cодержание образования, а значит, и учебники должны быть едиными во всех образовательных организациях, причем независимо от их статуса и того, где они находятся. Ожидается, что в итоге дети смогут без проблем менять школу, в том числе при переезде из одного региона в другой.
В каждой новой федеральной программе указывается, что ребенок должен научиться делать, с каким оборудованием работать и как применять полученные знания.
— То есть это вещи, направленные на формирование функциональной грамотности. Необязательно, например, что умение работать с информацией или ее кодированием в какой-то график, таблицу, диаграмму формируется только в математике или информатике. Это требование стандарта самого общего образования. То есть предполагается, что выпускник девятого класса должен получить функциональную грамотность и математическую, и естественно-научную, в сферах информационных технологий и финансов, — рассказал заместитель министра. — Это вещи, с которыми ребенок имеет дело в реальной жизни, которые видит в семье, обсуждает с родителями. В этом плане новое содержание образования становится надпредметным. Теорему Пифагора никто не отменял, мы ее по-прежнему изучаем, но теперь важно не просто ее сформулировать, запомнить и воспроизвести доказательство, а понимать, где она применяется и где это можно увидеть. И вот, пользуясь пониманием этих физических процессов, следует формировать представление человека о современном окружающем мире.
Математика — дело времени
В каждый уровень образования включены разные учебные дисциплины. На начальной общей ступени, то есть с первого по четвертый классы, разрешается использовать утвержденные рабочие программы по русскому языку, литературе, чтению, окружающему миру. Основное общее образование, то есть с пятого по девятый классы, предусматривает изучение русского языка, литературы, истории, основ безопасности жизнедеятельности, географии и, как его раньше называли, обществознания.
— Математика пока не входит ни в одну из ступеней, и я думаю, что это просто вопрос времени. Сейчас определяется, что взять в новые программы. Чтобы их содержание перегрузить, надо сделать хороший отбор, сформировать понятную, доступную базу, в том числе по профильной математике, чтобы помочь выпускникам поступать в вузы и желательно без репетиторов, — сообщил заместитель министра. — Федеральные программы определяют единое содержание государственных учебников. Переход на государственные программы идет постепенно, сюда продолжают добавляться новые предметы.
Вместо учебной дисциплины «Технология» с осени в школах будут осваивать, на первый взгляд, похожий предмет. Он называется «Труд (технология)».
— Здесь переработано содержание, внесено больше информации о современных профессиях. Многие тематические линии направлены на знакомство с миром профессий. Это начало профориентационной работы, когда у ребенка формируется представление, в какой сфере он себя идентифицирует. Для этого ему надо знать и понимать, что такое современное производство и какие есть новые профессии, — рассказал заместитель министра. — Программы «Труд (технология)» для начальной школы, основного общего образования утверждены. По среднему общему образованию, то есть для десятых — одиннадцатых классов, изменения пока не вносились, обучение продолжается по государственным стандартам 2021 года.
Не меньше, чем внедрение единых образовательных программ, родителей волнует, почему на уроках труда девочек и мальчиков не разделяют на группы, как это было раньше. Дело в том, что на федеральном уровне такое деление не предусмотрено; с другой стороны, оно и не запрещено:
— Содержание современного курса подается через такие модули, как, например, 3D-моделирование, робототехника. Ими одинаково интересуются как мальчики, так и девочки. При этом образовательная организация, исходя из особенностей школы, материальной базы, условий, которые есть, по некоторым модулям может организовать деление по группам, это в ее компетенции. И пока девочки изучают модуль, связанный, например, с обработкой пищевых продуктов или текстильных материалов, мальчики вполне могут осваивать технологии обработки металла, дерева.