USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Опыт родителей привил любовь к железной дороге

Алёна КОВРОВА

С самого детства недалеко от дома маленького Андрея Сапожникова грохотали железнодорожные составы. Одно из теплых воспоминаний — папа, составитель поездов, возвращающийся со смены в яркой жилетке с загадочной рацией.

Первый опыт работы опять же был связан с железной дорогой. В 14 лет родители попросили помочь расчистить пути и стрелки от снега. Он трудился наравне со взрослыми, разгребая заносы, и даже получил удовольствие. А позже за труд ему заплатили 50 рублей. Это была первая зарплата.

Сегодня Андрей Николаевич заслуженный работник РЖД, машинист с большим стажем и наставник для молодых коллег. Совсем недавно в региональном правительстве из рук губернатора Андрея Травникова он получил медаль «За развитие Сибири и Дальнего Востока», о чем «Советская Сибирь» коротко написала. Сегодня о своем трудовом пути и работе на железной дороге герой рассказывает сам.

После окончания 11 классов пошел учиться в электромеханический колледж транспортного строительства. Осваивал профессию младшего инженера. Среднее специальное образование совершенно неожиданно стало трамплином для высшей ступени образования. «Некоторые занятия — черчение и высшая математика — проходили в СГУПСе, — вспоминает Андрей Николаевич. — Там нам предложили после колледжа поступить в университет, на ускоренную трехлетнюю программу».

У нашего героя тогда уже была семья, и, чтобы ее содержать, он устроился на работу. Высшее образование получал заочно и стал специалистом по подъемно-транспортным строи­тельным машинам и оборудованию.

— В техникуме работал путейцем, обдувал воздухом стрелки от снега, — рассказывает Андрей Сапожников. — Потом полученная специальность позволила перевестись в путевые мастерские в Черепаново. Ездить из Линёво, где мы жили, в мастерские в мороз и метель к восьми часам утра было очень неудобно. Но я все же отработал там пять лет слесарем по ремонту гидравлического оборудования.

Потом Андрей Николаевич увидел вакансию машиниста на специальный самоходный подвижной состав — дрезину в Инской дистанции электроснабжения в Евсино и решил попытать счастья. Его взяли практически сразу, но с условием отучиться на помощника. Еще одну специальность он освоил за полгода, а через год уже так проявил себя на новом месте, что был поставлен машинистом. Это было в 2005 году.

Много лет его рабочий день начинается с получения маршрутного листа и прохождения медосмотра. Если соблюден режим отдыха в 12 часов и нет никаких нарушений, он идет на дрезину. Ее нужно принять у предыдущей смены — проверить масло, ремни, тосол, тормозное оборудование. Если все в порядке, машинист с помощником и рабочей бригадой электриков едут на заранее обозначенный обесточенный участок дороги, где закрыто движение поездов.

— На месте я поднимаю электромонтеров на монтажной площадке, поворачиваю, куда нужно, чтобы они делали свою работу, — рассказывает наш собеседник. — Потом мы отправляемся обратно на станцию в Евсино, сдаем дрезину, смотрим, чтобы все было исправно, закрываем маршрутный лист, проходим медкомиссию — и домой.

За годы работы у Андрея Николаевича были разные ситуации. Однажды, например, чтобы освободить стрелки, сломавшуюся дрезину пришлось толкать вручную — вместе с помощником они сдвинули с места 36 тонн. Помогло знание законов физики и опыт.

Рабочая смена машиниста записывается на носитель и после расшифровывается специалистами. За нарушение правил могут отстранить от работы. Андрея Николаевича такая мера наказания никогда не касалась. Напротив, ему доверяли обучение стажеров.

— Пару лет назад меня признали лучшим наставником Западно-Сибирской железной дороги, — вспоминает Андрей Николаевич. — Я восемь помощников отучил на машинистов. Сегодня трое из них успешно работают.