Новые возможности для села
На заседании аграрного комитета Заксобрания региона депутаты согласовали изменения, вносимые в государственную программу комплексного развития сельских территорий (далее КРСТ). По общему мнению парламентариев, тема эта достаточно сложная, нерешенных проблем накопилось много — к их обсуждению решили вернуться в июне.
Для начала стоит отметить, что Новосибирской области выделят дополнительные средства на комплексное развитие сельских территорий. Об этом заявил первый заместитель председателя Государственной думы Александр Жуков. По его словам, региону в нынешнем году добавят из федерального бюджета 8,4 миллиона рублей — деньги пойдут на строительство двух жилых домов в Маслянинском районе.
Этот район, пожалуй, наиболее активно участвует в программе КРСТ. Здесь возводятся образовательные и спортивные объекты, объекты ЖКХ для обеспечения жителей качественной питьевой водой. Строительство жилья для предоставления в наем и социальные выплаты для строительства помогли привлечь в район более 40 специалистов бюджетной сферы и АПК.
По словам заместителя министра сельского хозяйства региона Андрея Шинделова, изменения, вносимые в областную госпрограмму, обусловлены приведением ее в соответствие с федеральным законодательством. Так, например, новая редакция уточняет критерии предоставления субсидий на улучшение жилищных условий. Если же говорить о благоустройстве, то теперь муниципалитеты — участники программы должны предоставлять паспорт и эскизный проект объекта. Законопроект вносит в программу еще ряд изменений, по большей части технических.
— Какова ситуация с обеспечением жильем в районах? — задал вопрос депутат Роман Яковлев. — По прошлым годам мы знаем, что получателей субсидий было ничтожно мало. Что изменят предлагаемые поправки?
Замминистра ответил, что, благодаря вносимым в программу изменениям, теперь можно будет в рамках программы не только строить частные дома, но и приобретать жилье в многоквартирниках и домах блокированной застройки — это, безусловно, должно улучшить ситуацию. Еще один важный момент: если раньше по программе КРСТ нужно было за два года подвести инженерную инфраструктуру к застраиваемым участкам и поставить там дом, то сейчас на это дается пять лет. Как правило, такие участки под застройку обычно выделяют многодетным семьям и другим льготникам, которых богатыми не назовешь — им очень трудно возвести жилой дом за столь короткий срок.
— Районы, входящие в Новосибирскую агломерацию, могут принимать участие в этой программе или нет? — спросил депутат Олег Бугаков.
Андрей Шинделов пояснил, что по новым правилам в программе комплексного развития сельских территорий могут принимать участие даже города областного подчинения, такие как, скажем, Тогучин или Татарск. А уж село Верх-Ирмень и подавно. Речь идет о строительстве жилья и благоустройстве территорий.
— Какие примеры успешного участия в реализации программы комплексного развития сельских территорий, кроме Маслянинского района, сегодня можно привести? — поинтересовался депутат Александр Тепляков.
Как рассказал замглавы ведомства, для участия в программе определено 23 опорных населенных пункта, в том числе Тогучин (и пятикилометровая зона вокруг него), который, кстати, уже полностью подготовил все документы. Среди активных участников также Краснозёрский, Баганский, Куйбышевский районы — они сейчас завершают процедуру согласований участия в программе КРСТ.
По мнению парламентариев, реализация программы, безусловно, дает положительный эффект, но, к сожалению, не решает всех проблем, накопившихся на селе за долгие годы. По словам председателя аграрного комитета Заксобрания региона Дениса Субботина, к обсуждению этого вопроса депутаты вернутся на июньском заседании комитета. Не исключено, что в программу будут внесены новые изменения.