USD 100.2192 EUR 105.8090
 

ВРЕМЯ вышивать

Маргарита РЕВЗИНА
Обложка альбома с рисунками новосибирских модельеров и образцами декора и вышивки. НДМ, 1951 год. Фото: Маргарита Ревзина
Обложка альбома с рисунками новосибирских модельеров и образцами декора и вышивки. НДМ, 1951 год. Фото: Маргарита Ревзина

В 1950–1960-е в советской моде был интересный период, который назвали временем вышивки. Тогда в пику западной моде было решено создать свой, советский стиль.

Руководство страны взяло курс на формирование «нового культурного человека», одежду которого должна украшать вышивка по народным мотивам.

Создать альтернативу Западу

Плановая советская экономика быстро придала моде централизованный системный характер. И основой этой системы стали 12 республиканских и областных домов моделей во главе с Общесоюзным домом моделей одежды (ОДМО) в Москве, который с вершины Олимпа обеспечивал моделями и технической документацией швейные предприятия всей страны, а как методический центр диктовал тенденции моды и провозглашал рекомендации.

016-27-02.jpg

Листы альбома вышивок ГДМ и НДМ, 1953 год

На тот момент уже существовала лаборатория вышивки НИИ ХП, ставшая к 1960–1970 годам внушительной научной и методической базой для разработки современного костюма в традициях народной культуры.

Надо признать, отчасти идея украшать швейные изделия возникла еще и из-за нехватки материалов и фурнитуры, но прежде всего стояла задача создания собственной, альтернативной Западу моды. А вышивка должна была привить гражданам художественный вкус и чувство прекрасного.

«Народность» стала обязательной

Ришелье, вышивка крестом, гладью, лентами, бисером, стеклярусом, бусинами и пайетками, аппликация, мережка — такое количество видов декора должно было разнообразить одежду, придать ей неповторимый стиль. Причем нужно было применять мотивы фольклорных орнаментов многочисленных народов СССР — от Молдавии до Чукотки.

«Народность» указом партии стала обязательным условием моды, внедренным трендом, как говорят сейчас. Приказом министра легкой промышленности А.Н. Косыгина повсеместное внедрение вышивки превратилось в государственную задачу, решение которой возложили на дома моделей.

Вышивка по народным мотивам должна была присутствовать не менее чем в 40 процентах выпускаемых моделей.

Наш НДМ НЕ ОТСТАЛ

А задача была очень сложной: остро ощущался дефицит тканей и материалов для вышивки и декора, не хватало вышивальщиц, оборудования.

Мало того, что необходимо было создавать модели из имеющихся в промышленном производстве материалов, так еще и следовало украшать их вышивкой, но такой, чтобы она не была дорогой и чрезмерно сложной в исполнении.

016-27-03.jpg

Зимнее пальто для девочки. Мотив вышивки — шишки, на муфточке — белочка. Автор Е.М. Макарова. Платье из шерстяной ткани с вышивкой ришелье. Автор В.П. Жданова

Но план есть план, и его надо было выполнять. Так что нашим модельерам пришлось изрядно постараться, чтобы внедрить решения партии в жизнь.

Немногочисленные документы того времени скупо сообщают об огромной работе специалистов Новосибирского дома моделей (НДМ):

«В 1950 году вышивальная группа, работая над улучшением рисунка, поставила перед собой задачу удешевления вышивок и отделок в моделях, внедряемых в производство. Художники по вышивке работали над тем, чтобы ручную вышивку переложить на машину и сделать ее более доступной в массовом производстве. В помощь фабрикам созданы альбомы образцов ручной и машинной вышивки. В 1950 году с вышивкой оформлено 115 моделей».

«В 1951 году изучается орнамент народной одежды. Образцы народного творчества перерабатываются для применения в современном костюме. В качестве отделки используется кружевное полотно, органди, кружево и мишура. В 1951 году с вышивкой оформлено 159 моделей».

«Претворяя в жизнь приказы министра легкой промышленности и методические указания Общесоюзного дома моделей, НДМ применяет новые виды отделок — шнур, аппликацию и готовые отделки галантерейной промышленности. В 1952 году оформлено с вышивкой 174 модели».

О чём расскажут старые альбомы

Альбомы НДМ сейчас хранятся в Новосибирском краеведческом музее.

При перелистывании страниц этих раритетов испытываешь трепет, поражаешься, как ответственно подходили к своей работе художники-модельеры пятидесятых: тщательно выполненные рисунки, вставленные в прорези на листах; надписи, сделанные от руки красивым каллиграфическим почерком; аккуратно вклеенные под рисунками образцы ткани, вышивки или кружева. Это было время настоящих энтузиастов и мастеров своего дела!

Какое удовольствие рассматривать высокопрофессиональные рисунки художников-модельеров, сделанные карандашом, тушью, акварелью. Ведь сотрудники НДМ были выпускниками Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, Ленинградского, Московского, Ивановского текстильных институтов.

016-27-04.jpg

Женский спортивный костюм с блузой покроя «реглан». Отделка вышивкой. Автор В.С. Панагушина. Рисунок Н.Д. Грицюка

Хочется вспомнить имена наших мастеров, оставивших яркий след в новосибирской моде: Л.А. Краснова, Н.П. Мензоров, Н.К. Селедцова, Н.В. Романова, В.П. Жданова, М.Г. Кравцова, В.Э. Грицюк, Н.В. Микрюкова, В.С. Панагушина, Д.П. Кае­ва, М.С. Назаренко, Е.М. Макарова, А.Н. Малышев, Г.П. Прокопенко, Е.П. Баранова. И у каждого художника был свой почерк, своя манера, но все их работы объединял такой подкупающий сегодня реалистичный стиль, который мало кому из современных модельеров по силам.

Помимо рисованных альбомов, Дом моделей выпускал необыкновенный журнал мод, который сейчас весь — произведение искусства, ведь все рисунки в нем выполнял Н.Д. Грицюк, чье имя теперь известно во всем мире.

Такие бесценные свидетельства эпохи лучше всего рассказывают о моде того времени. Вышивка присутствовала не только на платьях и блузках, но и на верхней одежде, ею украшали детские вещи и даже спортивные костюмы.

Переусердствовали с приказом министра

Но мода не стояла на месте. Европейская мода проникала повсеместно. Мир уже не был закрыт для советских граждан.

Журналы, фильмы, поездки, импорт внесли в моду разнообразие и вытеснили «этнографизм». Вышивка, планово внедрявшаяся куда надо и не надо, надоела своей навязчивостью. Тем более стремление к удешевлению затрат часто приводило к тому, что задуманное модельером изделие на выходе с фабрики не имело ничего общего с оригиналом. Вышитые наспех при перевыполнении плана платья пылились на вешалках магазинов невостребованными.

Конец эпохе вышивки положил протокол XVI Методического совещания модельеров и конструкторов домов моделей, состоявшегося в конце января 1961 года в ОДМО, который гласил: «Можно поприветствовать стремление домов моделей использовать в моделях национальные традиции, но введение народных мотивов в крой или отделку не должно нарушать современный характер одежды. Этим самым исключаются многодельные дорогие отделки и вышивки, неприемлемые в условиях массового производства».

Так на рубеже 1960–1970-х закончилось время вышивки, в один момент ставшей старомодной. На смену пришли новые синтетические материалы, другие формы и фасоны.