Красота по-сибирски
Такие выставки всегда привлекают внимание тех, кто интересуется не только модой, но и историей. В основе экспозиции — характерные для моды середины двадцатого века предметы одежды и аксессуары: пальто, плащи, шубы, платья, костюмы, обувь, сумки и украшения. «Мои любимые винтажные наряды женщин Академгородка» — так коротко характеризует выставку вдохновительница и хранительница Интегрального музея Анастасия Близнюк.
А эти яркие нарядные платья — из гардероба истинных модниц, настоящих стиляг. Такое платье с белым поясом и сейчас можно запросто надеть и пройтись в нем по новосибирскому Бродвею — Красному проспекту. Восхищенные взгляды, как и тогда, гарантированы. Фото: Маргарита Ревзина
7 марта в Новосибирске состоялось знаменательное событие — открытие выставки «Красота по-сибирски». Это совместный выставочный проект Интегрального музея-квартиры Академгородка и отдела Музея Новосибирска «Музей на набережной».
С синтетическими тканями в советскую моду ворвался яркий цвет. Кримпленовый костюм или пальто стоили немало, но каждая модница считала для себя делом чести иметь такие вещи в гардеробе. Фото: Маргарита Ревзина
На выставке можно увидеть знаковые для своего времени вещи, которые носили сибирские модницы. По замыслу устроителей выставки вещи скомплектованы так, чтобы можно было получить представление о том, как могли быть одеты люди разных социальных статусов и профессий — учителя, студенты, ученые. Большое оживление на открытии выставки внесли артисты, устроившие неожиданное театрализованное представление. Словно из машины времени, в зале появлялись то молодая учительница, просматривающая тетрадки своих учеников, то молодой человек с газетой «Правда» в руках, а то вдруг в зал впорхнула юная легкомысленная особа. И каждый представил свою историю, неотделимую от своего времени и города. Удивительно, но оказавшиеся среди посетителей выставки персонажи прошлого вовсе не выглядели курьезно и старомодно. Наоборот, их одежда вполне «вписалась» в контекст нашего времени. А актер, исполнявший роль интеллигента с газетой, признался потом, что с удовольствием носил бы такие вещи в своей повседневной жизни. Недаром считается, что современная мода питается тенденциями моды середины прошлого века.
Зимой — шуба из козлика, кролика или цигейковая — у кого какой достаток. А к ним — бурки, о которых сейчас мало кто вспомнит. Фото: Маргарита Ревзина
Хорошее это было время! Люди, пережившие войну, мечтали о новой жизни, верили в лучшее. Конечно, все это отразилось и в моде, которая наконец снова стала полноправной участницей жизни людей. Очень скоро улицы городов запестрели яркими красками мирной жизни. В серые будни ворвался цвет. Уже вовсю работали дома моделей, наладилась легкая промышленность, укрепились международные связи, появились как свои, отечественные, так и различные импортные товары. И хотя многого не хватало, не все было так просто, страна жила надеждами и верой в будущее. Люди хотели и могли модно одеваться.
Кто говорит, что советские мужчины не были модниками? Двубортный пиджак, наглаженные брюки или даже брюки с застроченной стрелкой, ботинки на каблуках и, как особо модная часть костюма, гипюровая или нейлоновая сорочка. И ах какой парень! Фото: Маргарита Ревзина
У нас своя уникальная особенность: наш город и тем более Академгородок просто юнцы по историческим меркам, впитывающие в себя все, как любая молодежь. Поэтому и мода у нас такая — иногда консервативная, иногда — с вызовом, но всегда своя, оригинальная, смелая, функциональная, самодостаточная.
Какие щегольские мужские ботинки! Сложной колеровки, с тиснением на берцах, крупными люверсами, пестрыми шнурками и даже с каблуками! А качество! Даже внутри — отделка тонкой кожей. Фото: Маргарита Ревзина
И эта выставка — отличное подтверждение тому, что в СССР, в Сибири, в Новосибирске всегда была мода. И еще какая!
Мечта каждой женщины того времени — кожаные сапоги на каблуках. Сразу вспоминается замечательный рассказ В. Шукшина «Сапожки». Фото: Маргарита Ревзина
Этот ансамбль из кримпленового платья и пальто был на вершине моды! Так могла быть одета только истинная модница. Другое дело, что синтетические материалы были далеки от комфорта: ткань не «дышала», летом в такой одежде было жарко, а зимой — холодно. Но красота стоила жертв! Фото: Маргарита Ревзина
Между прочим, бурки были удобны и практичны: теплое голенище изготовлялось из тонкого белого войлока или фетра, прошитая подошва — из толстой кожи, а основа и характерная отделка голенища — из хорошо выделанной натуральной кожи. Войлочные стельки добавляли буркам особый комфорт. Легкие теплые бурки популярны и сейчас как специализированная обувь полярников, строителей, лесников, изменился только их дизайн и технология производства. Фото: Маргарита Ревзина
Какая женственная мода была! Сквозь прозрачную крепдешиновую блузку пикантно просвечивает кружево комбинации. Фото: Маргарита Ревзина