Новосибирск послевоенный
9 мая на площади Свердлова собралось свыше 150 тысяч горожан и грянуло победоносное «Ура!». Новосибирск начал мирную жизнь с новой точки отсчета. Страна стояла в руинах. Нехватка самого необходимого, проблемы с продовольствием, одеждой, жильем — какая уж тут мода! Но любовь к жизни всегда побеждает, и не может быть никак иначе!
Теперь мало кто знает, что даже в тяжелые военные годы в СССР издавался альманах «Модели сезона» — на серой бумаге, с грубоватыми иллюстрациями и незамысловатыми нарядами, но он был. И это отнюдь не легкомысленная прихоть, а очень важное противостояние войне. Было необходимо, чтобы люди знали: жизнь не закончилась, победа впереди! И уже в 1944 году, всего лишь через два месяца после снятия блокады в Ленинграде, заработал Ленинградский Дом модельной одежды, а ранней весной 1945 года открылся и Московский дом моделей. И к Дню Победы уже был готов первый журнал мод. Его и готовили еще до объявления победы. Первый послевоенный журнал был словно глоток свежего воздуха в атмосфере разрухи и страданий. После долгих лет войны, когда люди жили в постоянном страхе и лишениях, появление этого журнала стало символом надежды и возрождения.
Мечта любой девушки
Купить журнал мод в Новосибирске было почти невозможно. Но издание поступило в библиотечный фонд, и городские библиотеки начали проводить тематические вечера с обсуждением моделей. Кто умел рисовать, срисовывал модные картинки и распространял среди желающих — так хотелось людям красоты мирной жизни. Эти рисунки передавались из рук в руки, а сам журнал берегли как зеницу ока. Тогда имели хождение тетрадки-песенники, куда не только записывались тексты песен и стихи, но и зарисовывались фасоны, вклеивались фотографии артистов и разные красивые картинки, даже фантики от конфет — эдакие самиздатные женские журналы, интереснейший феномен того времени. Что уж говорить о настоящем журнале мод — мечте любой девушки!
До чего же и сейчас интересно рассматривать эти модные картинки! В них представление о моде, красоте, в них сама мечта о счастье! В журнале — фотографии красивых женщин, мастерски выполненные графические иллюстрации, причем некоторые даже полноцветные. Надо ли говорить, какие эмоции возникали у людей при взгляде на эту красоту? Ни много ни мало — вера в светлое будущее! Вот нарядные молодые женщины в элегантных и удобных платьях за работой в учреждении, вот красивые девушки прогуливаются в парке в пальто по моде тех лет — с расширенными плечами, длиной по колено. И в необыкновенно красивых шляпках! На цветных страницах красуются дамы в нарядных вечерних платьях с меховыми горжетками, с прическами из приподнятых волос по моде того времени.
Удивительно, как актуальна мода тех лет и сейчас: расширенный плечевой пояс, длина по колено, вновь пришедший приталенный силуэт, струящиеся ткани, плиссировка. Некоторые модели словно из сегодняшней жизни. Ни одна деталь моды не забыта: есть шляпки, туфли, сумочки и даже модное белье, с которым, что скрывать, всю войну у женщин были огромные проблемы. А еще в журнале был обстоятельный рассказ о мастерах, представлявших свои творения. Елена Федотова, чьи модели отличала связь с народными мотивами, знаменитый на всю Москву мастер костюма Алексей Алексеев, творец модельного белья Анна Александрова, модельер обуви Клавдия Синцерова, художественный руководитель МДМ Анна Бланк — эти имена по праву вошли в историю советской моды.
Не были забыты в журнале и другие важные темы: молодежная и детская одежда, спортивные костюмы, мужская мода. Со страниц смотрели мужчины в элегантных габардиновых и драповых пальто, в киношных шляпах, в классических двубортных костюмах без тени военного стиля. Смотришь на эти рисунки и невольно думаешь: сколько сильных, красивых мужчин полегло на этой проклятой войне…
Да, это была прекрасная сказка, но какой заряд давали эти страницы, как хотелось приблизить поскорее нормальную мирную жизнь!
Советской моде — быть!
А жизнь била ключом! Нужно было строить жилье, возводить новые фабрики. Вся страна превратилась в одну грандиозную стройку. Возникла огромная потребность в тканях, одежде, обуви. Это была и политическая задача. И уже в 1947 году на заседании художественного совета МДМ на годы вперед были определены принципы и тенденции советской моды, а перед модельерами поставлены четкие задачи: разрабатывать для населения удобную, практичную, функциональную, эстетичную одежду не хуже, а лучше, чем за границей. В своем интервью в журнале мод Е. Федотова высказала мысль, которая легла в основу понимания задач советского моделирования одежды: «Мы мастера модельного дела, художники, любовно относящиеся к своему искусству».
Начали открываться дома моделей по всей стране — в Ростове-на-Дону, Саратове, Свердловске. Они разрабатывали промышленные образцы, перспективные модели, проводили модные показы, занимались пропагандой советской моды, выпуская методические материалы.
Третий в стране
История моды нашего города напрямую связана с войной, эвакуацией к нам предприятий, приездом москвичей и ленинградцев. Здесь всегда было какое-то особенное отношение к моде. Будучи отдаленным от столиц географически, Новосибирск никогда не был провинциальным, недаром же теперь его называют столицей Сибири!
Еще до войны, в 1939 году, появилось Ателье мод Райпромкомбината, где трудилось около сотни работников. Ателье занималось индивидуальным пошивом и изготовлением одежды малыми партиями. С началом войны предприятие, как все советские фабрики и заводы, перестроило свое производство в помощь фронту. Здесь шили военную форму, солдатское белье, фуфайки, утепленные штаны. Всего же в Новосибирске работали семь швейных фабрик, среди них старейшая и крупнейшая — им. ЦК профсоюза швейников. В годы войны в Новосибирске был построен хлопчатобумажный комбинат, прядильная, ткацкая, трикотажные фабрики. Трикотажная промышленность города по объему производства занимала первое место в крае, снабжая своими изделиями всю Сибирь и Дальний Восток. Всего же швейная промышленность ежегодно выпускала продукции на сумму до 900 млн рублей, а валовая продукция этой отрасли к началу пятидесятых годов возросла более чем в три раза по сравнению с довоенными показателями. Можно сказать, Новосибирск уже тогда вносил свою большую лепту в развитие легкой промышленности.
Так что когда в Новосибирске в 1948 году появился свой Дом моделей, у него уже была существенная по тем временам промышленная база для реализации модных идей. В очень короткое время в НДМ сложился коллектив с невероятно высоким культурным и творческим потенциалом. История сохранила фамилии первых сотрудников НДМ, настоящих подвижников моды: Соболева, Алексеев, Козлова, Бессонова, Серова, Назаренко, Гутмахер, Теплых, Горячих. В Новосибирске остались жить эвакуированные из Ленинграда и Москвы модельеры, швеи, художники — Архипкина, Ветрова, Тимофеева, Селедцова. Среди ленинградцев были люди, ставшие легендой мира моды Новосибирска, такие как технолог Лидия Скурьят, создавшая легендарный методический кабинет, за годы превратившийся в собрание раритетных книг и журналов, в который приезжали со всей Сибири. В 1950 году НДМ занял третье место после Москвы и Ленинграда. Так в скором времени Новосибирский Дом моделей (НДМ) стал не просто предприятием, где создавалась сибирская мода, но и настоящим культурно-просветительским центром.
АКЦЕНТ
Послевоенная мода была отражением духа времени и стремления людей к новой жизни. Дома моделей, новый журнал мод символизировали надежду, оптимизм и веру в лучшее будущее.