USD 100.2192 EUR 105.8090
 

1940-е: ещё больше хочется жить

Маргарита РЕВЗИНА
Рисунки: Маргарита Ревзина
Рисунки: Маргарита Ревзина

Военная мода всегда развивается в трех направлениях: девичий стиль с рюшами, бантиками и кудряшками; мужеподобный — с элементами мужского костюма и «бесполый», так сказать мимикрия в толпе. Была ли мода в огневые 1940-е в столице Сибири? Ведь было совсем не до нарядов и шляп, скажете…

Немного вводных. К началу вой­ны в Новосибирске насчитывалось 450 тысяч жителей, а ко Дню Победы их стало 605 тысяч. Город пополнился за счет эвакуированных: москвичи, ленинградцы, киевляне, харьковчане, минчане — и все со своими особенностями, манерой одеваться, культурным кодом. Приток профессионалов послужил мощным стимулом к творческому развитию местных артистов, музыкантов, художников, обогащению всего культурного пространства города.

Такого не было нигде!

В Новосибирск прибыли коллективы знаменитых советских театров, фонды главных музеев и галерей — только в гигантском недостроенном здании будущего оперного театра находилось на хранении 1256 ящиков с уникальными предметами! Никогда, нигде в мире не было сосредоточено так много произведений искусства, как в Новосибирске в годы войны! Семнадцать вагонов бесценного груза из одного только Ленинграда!

005-31-03.jpg

Рисунки: Маргарита Ревзина

Великое наследие не осталось в запасниках. Было решено, что музейные шедевры должны видеть люди. И все то время, пока экспонаты не вернули на их историческое место, их выставляли на всевозможных тематических выставках. Таких за три года было проведено 20, их посетило более 500 тысяч человек, было прочитано около 1500 лекций, свыше 80 тысяч — общее количество слушателей. Надо ли говорить, что люди, как могли, принаряжались на выход? И хотя были и голод, и дефицит одежды и обуви, сибиряки старались изо всех сил соответствовать той атмосфере, которую задали городу доверенные ему великие культурные ценности.

Звёзды на улицах

В то время на улицах Новосибирска можно было запросто встретить настоящих звезд музыки и кино, чьи лица узнавали все. Даже сейчас дух захватывает от того, с кем можно было запросто встретиться лицом к лицу: Фаина Раневская, Алексей Черкасов, Леонид Утёсов, Алексей Кадочников, Зиновий Гердт, Сергей Образцов! Знаменитый киноактер Николай Симонов, игравший в фильме «Пётр Первый», жил на Серебренниковской, в нынешнем здании Дома актера, директор филармонии И. Соллертинский, Николай Черкасов («Александр Невский») — в 100-квартирном доме, Юрий Юрьев («Дети капитана Гранта»), актриса Корчагина-Александровская («Победа»), Ю. Толубеев, А. Борисов и другие — в Доме артистов.

На улице Урицкого, 3 размещался оркестр Леонида Утёсова. Многие актеры проживали в гостиницах «Центральная» (Красный проспект, 25) и «Сибирь» (ныне Красный проспект, 17). В годы войны у нас в городе жили многие известные композиторы: Г. Свиридов, О. Фельц­ман, М. Блантер, К. Молчанов. Конечно, и одежда артистов соответствовала их статусу. В театрах к тому же работали прекрасные костюмеры и портные.

Одежду — фронту

Еще не было Дома Моделей, но уже существовало Ателье мод Райпромкомбината, которое до войны обшивало новосибирскую управленческую элиту. Там был солидный штат — почти 70 человек. В войну там стали шить одежду для нужд фронта. В Неделю усиленной помощи Ленинграду, c 24 по 31 января 1943 года, ателье досрочно выполнило январский план на 154,3 процента.

Всем миром собирали теплые вещи и подарки солдатам: шапки-ушанки, шинели, полушубки, меховые жилеты, фуфайки, валенки, вязаные шарфы, носки, рукавицы, ватные шаровары, одеяла, портянки. И все эти подарки сопровождались теплыми письмами.

«За Целиковскую!»

В то время как никогда было востребовано кино. В кинотеатрах всегда был аншлаг. Тогда перед киносеансами на эстрадных площадках выступали артисты — как собственные джаз-оркестры, так и приезжие, например Ленинградский джаз под руководством Ю. Скоморовского. В кинотеатре им. Маяковского перед сеансами выступала Коретти Арле-Тиц, исполнительница ролей чернокожих нянь в фильмах «Пятнадцатилетний капитан», «Цирк», поражавшая зрителей своими нарядами (ее сыграет Лариса Долина в фильме «Мы из джаза»). А в кинотеатре «Металлист» при набитом битком зале выступила заслуженная артистка РСФСР Лидия Русланова.

005-31-04.jpg

Рисунки: Маргарита Ревзина

В прокате было и советское, и американское кино. И кино задавало моду. Из заграничных актрис были очень популярны нежная Дина Дурбин, энергичная Вивьен Ли, загадочная Марлен Дитрих. У нас самой красивой и женственной считалась Валентина Серова, самой звездной и стильной — Любовь Орлова, а самой милой — Людмила Целиковская, выступавшая в амплуа наивной красотки с длинными ресницами, которую хотел защитить любой солдат. Им по мере возможностей подражали во всем: в прическах, одежде, манере поведения.

Крепдешин, шляпка и фуфайка с подплечиками

Война войной, а общие модные тенденции существовали и тогда. Время диктовало свои фасоны: простые, удобные, без излишеств и прикрас. Определяющими качествами одежды стали ее функциональность, тепло, удобство, прочность, практичность, минимализм и комфорт. Женская одежда дополнялась военными деталями: поясами, пряжками, эполетами, манжетами, накладными и съемными карманами.

Тем не менее желание женщин оставаться красивыми проявилось и в том, что наряду с военным стилем в моде существовали кружевные воротнички, жабо, манишки, манжеты и банты.

Яркой приметой военной моды стали подкладные плечи — обязательный элемент и платьев, и жакетов, и пальто. Сохранились сведения о том, что делегатки первого съезда молодых новосибирских рабочих, желая быть красивыми по той моде, принарядились на мероприятие в новые ситцевые платья и телогрейки с модными подкладными плечиками. Символом того времени стало крепдешиновое платье в мелкий цветочек из тридцатых, шерстяной жакет, рукав-фонарик или крылышко, вязаные кофты, свитера, жилеты, маечки, съемные воротнички, манишки и манжеты.

А как же шляпы?

В условиях военного времени необходимой частью женской одежды стали брюки и комбинезоны — с мягкими складками у пояса, широкие по всей длине или собранные внизу на манжету. Юбки укоротились до колена. Доминировали темные и сдержанные цвета: черный, хаки, серый, коричневый, синий, серо-голубой, зеленый.

005-31-02.jpg

Рисунки: Маргарита Ревзина

Именно в это время появились замысловатые прически с укладкой валиком и всевозможные шляпки, составлявшие пикантный контраст со строгим костюмом.

В Новосибирске был настоящий бум шляп, который продолжался всю войну. Это объясняется тем, что в город приехало много столичных дам, среди которых были модистки и портнихи. Фантазии не было предела: широкополые «итальянки», береты, пилотки, кепи, шляпы-конусы, шляпы соломенные, фетровые, бархатные, плетеные, вязаные, а также «таблетки», едва прикрывающие макушку, имевшие различные украшения: ленты, искусственные цветы, ажурную плетеную сетку, вуалетку. Очень популярны были тюрбаны, которые легко можно было сделать своими руками, намотав на голову шарф, платок или полоску ткани.