Как торговле стать электронной
Новосибирский бизнес научится сам и научит других успешно продавать в интернете
Созданная в Новосибирской области первая за Уралом Ассоциация представителей электронной торговли призвана помочь предпринимателям успешно встроиться в интернет-торговлю и разобраться с правовой стороной этого вопроса.
И самое, надо сказать, время. Весной 2023 года Министерство экономического развития России зафиксировало 13-кратный рост числа компаний малого и среднего предпринимательства в сфере электронной торговли.
Опытным путём
Как пояснил в начале встречи Алексей Москаленко, президент новорожденной ассоциации, на открытой дискуссии, посвященной запуску проекта, объединение будет не только заниматься практическими, с точки зрения участников рынка электронной торговли, вопросами, но и популяризировать ее в Сибирском регионе. Как говорится, предприниматели всех отраслей, объединяйтесь! Что касается отношения региональной власти к созданию ассоциации, то, по словам Юрия Воробьёва, начальника отдела мониторинга потребительского рынка областного отраслевого министерства, минпромторг всегда с большим энтузиазмом воспринимает появление в регионе новых деловых сообществ.
Фото: Андрей Заржецкий
— Онлайн-торговля — это молодая сфера, но при этом быстро растущая, развивающаяся и меняющаяся, — сказал Юрий Воробьёв. — Это касается как бизнес-процессов, так и какой-то регуляторной политики. При этом электронная торговля составляет порядка 12 процентов оборота всей розницы. Это солидная доля. И конечно, для нас крайне важно иметь возможность выстраивать отношения с региональным экспертным сообществом, иметь возможность получить достаточно быстро и достаточно компетентную точку зрения всей отрасли, а не выхватывать разные позиции разных предпринимателей. Особенно важно нам выстраивать взаимодействие именно с региональными маркетплейсами, которые сейчас тоже достаточно динамично развиваются и в ряде случаев показывают свою высокую эффективность. Хочется поблагодарить всю команду новой ассоциации за то, что взяли на себя эту непростую роль, которая потребует много работы, и пожелать скорейшего количественного и качественного роста ассоциации.
Дмитрий Макаров, зампредседателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания области, также отметил, что в последние десять лет «маркетплейсы вышли на первую строчку табло и это ни для кого не секрет».
Фото: Андрей Заржецкий
— Уже даже школьники и студенты, независимо от возраста, пользуются маркетплейсами с помощью приложений на смартфонах. Эти ресурсы становятся неотъемлемой частью нашей жизни. И главное здесь, чтобы власть не мешала бизнесу, а взаимодействовала с ним, — резюмировал депутат.
Рынок растёт, потребитель выбирает
В мероприятии приняли участие представители крупных маркетплейсов в Новосибирской области, эксперты индустрии. Как рассказала Марина Гаранина, член президиума ассоциации, руководитель по работе с ритейлом Сибири и Дальнего Востока компании «NielsenIQ. Россия», электронная торговля сейчас в самом деле растет.
— Рынок действительно начал в большей части расти в период пандемии, а еще один скачок был после начала специальной военной операции. Рынок будет расти и дальше, — сообщила Марина Гаранина. — Если же говорить о поведении потребителя, мы тоже видим, что потребитель хочет для себя удобства, комфорта. И скорость доставки сегодня — это одна из тех составляющих, согласно которым рынок либо будет расти дальше, либо не будет.
По словам Марины Гараниной, сейчас доставка, скажем, товаров из «Самоката» занимает около 15 минут, и это уже та граница, после которой потребитель выбирает себе какого-то другого доставщика продуктов питания. То есть можно быстрее.
Фото: Андрей Заржецкий
— Что важно отметить: если раньше корзина была больше, люди закупались какими-то тяжелыми товарами, которые сложно доставить, и делали это достаточно редко, то сегодня мы работаем в разрезе маленьких корзин, ценой в 200–500 рублей, в зависимости от размера суммы, с которой уже предлагается бесплатная доставка. Для компаний, которые трудятся на этом рынке, это практически неподъемные условия с точки зрения доходности бизнеса. Потому что стоимость заказа с учетом доставки получается минимальная. К тому же покупательская миссия изменилась: то, что понадобилось срочно, то быстро и заказывается. То есть количество заказов выросло практически на 60 процентов, а вот стоимость этих заказов стала максимально низкой.
Однако онлайн-розница все же выросла на 30 процентов.
— Постепенно потребитель перетекает из офлайн-канала в онлайн-канал, — комментирует Марина Гаранина. — Значит ли это, что офлайн-розницы не будет? Нет, не значит. Есть приверженцы именно офлайн-розницы. Но молодежь сейчас все больше пользуется именно онлайн-доставками. Что же больше всего продают в интернете? Например, корм для собак — уже практически 50 процентов его продажи приходится на онлайн-каналы. Средства для посудомоечных машин — 40 процентов.
Что касается активных продавцов, их количество на маркетплейсах также выросло за последнее время на 115 процентов. И ежедневно добавляются новые игроки.
— Сейчас цифровизация ритейла — либо заход в агрегаторы, либо самостоятельная розница — в регионах идет постоянно. Мы практически ежедневно аккредитуем новые сети. Сегодня все закольцовывается, и офлайн-бизнес становится онлайн-бизнесом, они движутся вместе. И правят, конечно, маркетплейсы: ни у кого таких показателей, как у маркетплейсов, в рознице сегодня нет, — резюмировала Марина Гаранина.
Как получить нужные знания
Следует отметить, что в центре «Мой бизнес» Новосибирской области предприниматели получают в том числе комплексную поддержку по выходу на российские маркетплейсы в рамках национального проекта «Поддержка малого и среднего предпринимательства».
Виктория Сорокина, член президиума ассоциации, представляющая Siberia Seller Group — комплексная упаковка и продвижение селлеров (поставщиков — Прим. авт.), сервисный партнер OZON, рассказала, что начала свой путь на маркетплейсах в 2019 году и в процессе столкнулась с разнообразными сложностями.
Первая сибирская Ассоциация представителей электронной торговли заявила о себе на площадке правительства Новосибирской области. Фото: Андрей Заржецкий
— На тот момент не было вообще никакой информации о том, что такое маркетплейс и как получить знания, — рассказала Виктория Сорокина. — И так как я прошла этот путь, у меня появилась задача самой возглавить такую компанию, которая бы помогала предпринимателям в Сибири и на Дальнем Востоке. Очень часто представители крупного и мелкого бизнеса не знают, как заходить на площадки, как получить нужную информацию. Не каждый предприниматель может сам выяснить, куда двигаются маркетплейсы, что сейчас в тренде и какие новые способы логистики появились. Запрос, чтобы создать какой-то профильный клуб в Сибири и на Дальнем Востоке, поступал от предпринимателей давно. И создание ассоциации я вижу решением большей части проблем. Особенность ассоциации в том, что это будет не просто клуб селлеров, которые встречаются и обмениваются знаниями. Это прекрасная возможность собрать информацию, и уже не каждый предприниматель отдельно через поддержку будет подсвечивать свою проблематику, а мы, как ассоциация, соберем пул проблем и направим на маркетплейсы, в минпромторг, предложим свое решение этих проблем.
Кроме того, по словам Виктории Сорокиной, сейчас нигде нет возможности получить эту профессию как базовую.
— Для работы на маркетплейсах вводной информации недостаточно, — комментирует она. — Нужна база, как строится торговля, информация о том, с какими юридическими аспектами могут столкнуться предприниматели. Одной из своих задач я вижу помочь предпринимателям Сибири и Дальнего Востока развиваться в этом направлении, для того чтобы у них была возможность растить смену, молодежь, чтобы они получали необходимые знания.
Время объединения сил
Исполняющий обязанности министра промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Максим Останин также подчеркнул важность создания такой ассоциации.
Фото: Андрей Заржецкий
— Сейчас время требует объединения всех сил именно для того, чтобы мы могли встречаться на одной площадке и с одной стороны видеть партнеров, а с другой — конкурентов и как-то правильно выстраивать рынок, — отметил Максим Останин. — Для того, чтобы мы могли понимать, какие есть возможности для развития. Понятно что сегодня превалирует большое количество, если мы говорим об интернет-торговле, крупных игроков. Но при этом мы понимаем, что сегодня сформировалась потребность именно во взаимодействии с региональными маркетплейсами. Как правило, у них отраслевая тематика. И конечно, за ними стоит сообщество отраслевого бизнеса. Сейчас мы перешли на этап создания отраслевых общественных объединений. Потому что именно в отраслевой тематике мы понимаем все проблемы, и нам, конечно, легче взаимодействовать с кем-то одним, кто может объединять всю большую отрасль. Думаю, коллеги, вы видели, что неделю назад губернатор Новосибирской области подписал соглашение и запустили строительство большой фабрики для «Вайлдбериз». Два года назад мы открыли большую фабрику для «Озона» — это порядка 850 тысяч доставок ежедневно. И это подтверждает, что мы можем заниматься сейчас не только классической торговлей, но в том числе и уходить в онлайн.
Максим Останин напомнил, что электронная торговля — это не всегда крупные игроки.
— Это очень много и региональных маркетплейсов, да и вообще любой человек, который выходит на эту площадку, так или иначе может быть причастен к работе этой ассоциации, — отметил чиновник. — Буквально в пятницу в Москве на совещании мы обсуждали вопрос подготовки к крупному событию — Дням торговли в Сибири. В ноябре мы будем проводить большое массовое мероприятие. И как раз хотелось бы посмотреть, что эта ассоциация, которая сегодня создается при нашей поддержке, может предложить и что сделать. Потому что существует еще и федеральная ассоциация предприятий интернет-торговли — АКИТ. И у нас также есть возможность сегодня транслировать туда все наши идеи.
ЦИФРЫ
5,8 тысячи субъектов МСП, из них 564 — юридические лица, в Новосибирской области имеют вид деятельности, связанный с торговлей через интернет.
13 процентов всех вновь зарегистрированных в 2023 году субъектов МСП имеют вид деятельности «Торговля через интернет» (2291 из 17574).