Почему Новелла Михайловна против
Электронный документооборот облегчает нашу жизнь, но путаница и неразбериха порой нивелируют все плюсы
Материал «МФЦенность времени, или Без бумажки ты по-прежнему...», опубликованный в одном из предыдущих номеров «Советской Сибири», вызвал шквал читательских откликов. Продолжаем разбираться в проблеме.
Историй, связанных с получением государственных и муниципальных услуг в электронном виде, мы услышали много. Одной из первых в редакцию позвонила жительница Кировского района Новосибирска Новелла Михайловна, которой тоже было что рассказать.
Паспорт не паспорт, и я не я
— В июле я пошла в банк, чтобы получить пенсию. Это наш местный банк, я выбрала его, потому что там проценты выше. И каково же было мое удивление, когда мне сказали, что мой паспорт, оказывается, недействителен. Как такое вообще может быть, если в России в 45 лет паспорт выдают бессрочно, а мне уже 84 года? — удивляется наша читательница. — Делать нечего, я отправилась в отдел полиции, или, по-старому, в паспортный стол. Но у меня были еще другие дела, и по дороге я зашла в другой банк, чтобы оплатить счета, и в МФЦ, чтобы заказать информацию о кадастровой стоимости недвижимости. Что интересно, и там и там мой паспорт оказался действителен!
Желая до конца разобраться в ситуации, Новелла Михайловна все же обратилась в отдел полиции по месту жительства. Там ей пообещали выяснить истину. Прошел день, другой, третий... Тишина.
— И только на седьмой день мне позвонили и сказали, что все в порядке, паспорт действителен. Но дело в том, что я уже заказала новый, — говорит Новелла Михайловна. — Получила его и снова пошла в МФЦ, чтобы внести изменения в остальные документы. Там меня ждал новый сюрприз: оказывается, в базе Пенсионного фонда меня нет. Пришлось звонить туда и под запись командирским голосом вещать, что, мол, я даю им два дня, чтобы они разобрались с этим вопросом. Разобрались... Но суть не в этом. Суть в том, что я против такой цифровизации, которая, вместо того чтобы облегчать жизнь, только проблемы создает. Я всю жизнь проработала экономистом-аудитором, привыкла во все вникать, и то мне нелегко было разобраться. А как быть тем, кто вовсе не владеет этими технологиями?
При поступлении оригинал СНИЛС не нужен
Чтобы получить ответы на наиболее часто задаваемые читателями вопросы, «Советская Сибирь» обратилась в министерство цифрового развития и связи Новосибирской области, которое занимается внедрением и разработкой всех этих, безусловно полезных, электронных сервисов. Напомним, в предыдущей публикации одна из наших читательниц рассказывала, что при поступлении в колледж у ее сына потребовали бумажную копию СНИЛС, а без нее отказались принять документы. Как так получается, что при электронном документообороте многие структуры требуют бумажные дубликаты?
Как следует из ответа министерства, возможность получения государственных услуг в электронном виде обусловлена нормативным правовым регулированием, наличием информационных систем и электронных ресурсов для взаимодействия с гражданами, а также востребованностью той или иной услуги. Кроме того, для получения некоторых услуг требуются документы, которые имеются только у граждан и данные из которых не внесены ни в какие информационные базы. Однако с каждым годом таких документов становится все меньше.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ определило перечень массовых социально значимых услуг, предоставление которых в электронном виде необходимо обеспечить во всех субъектах. В Новосибирской области предоставляется 88 услуг, для получения которых документы можно направить в электронном виде. Услуги, оказываемые в Новосибирской области и не вошедшие в перечень массовых социально значимых, также возможно получать в электронном виде. Минцифры региона ведется постоянная работа по организации оказания услуг в электронном виде на портале госуслуг.
Согласно Порядку приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденному приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 года № 457, СНИЛС указывается только в заявлении, оригинал не требуется.
То есть история о неудавшейся из-за отсутствия бумажного СНИЛС попытке подать документы абитуриента в бердский филиал новосибирского медколледжа — чистой воды факт бюрократического произвола членов приемной комиссии. О чем неплохо было бы знать руководству учебного заведения. «Вахтер» по-прежнему рулит!
Копия — это только копия
Многих читателей «Советской Сибири» волнует вопрос: почему, даже заказав тот или иной документ через портал госуслуг, например тот же дубликат СНИЛС, человек не может его распечатать самостоятельно и ему приходится идти в МФЦ?
Как нам сообщили в региональном минцифры, результаты оказания услуг поступают в личный кабинет заявителя на портале госуслуг в виде документа, подписанного электронной подписью. В приложении содержится pdf-файл — запрашиваемый документ и sig-файл — файл электронной подписи. При предъявлении по месту требования документа в электронном виде необходимо приложение обоих файлов — только в таком случае документ считается оригиналом и имеет юридическую силу.
Таким образом, электронный документ, подписанный электронной подписью, является оригиналом до тех пор, пока он представлен в электронной форме, то есть содержится на электронном носителе и включает в себя «присоединенную информацию в электронной форме, или sig-файл, представляющую саму электронную подпись». Распечатанное на бумажном носителе содержание такого документа в любом случае является только копией электронного документа, независимо от того, включает ли такое содержание указание на то, что оригинал подписан электронной подписью, или нет. Для предъявления такого документа по месту требования необходимо его заверение в установленном порядке.
При этом в многофункциональных центрах есть возможность распечатки социально значимых документов, которые в обязательном порядке должны быть заверены печатью МФЦ. Такие документы имеют юридическую силу наравне с подлинником — электронным документом.
А что с электронной подписью?
Кстати, электронные подписи тоже вызывают немало вопросов. Например, почему от человека требуют создавать сразу несколько электронных подписей, скажем, для налоговой инспекции, для служебных надобностей и так далее? Разве электронная подпись не является уникальной?
Как нам пояснили в министерстве, сферу электронной подписи регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Он выделяет три вида электронной подписи: простая (например, пин-код на банковскую карту), усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная.
Для работы в различных информационных системах, при оказании государственных и муниципальных услуг требуется именно квалифицированная подпись. Она создается с помощью шифровальных (криптографических) средств, которые называют средствами электронной подписи. Получить квалифицированную электронную подпись можно в удостоверяющих центрах, аккредитованных Минцифры РФ, а в отдельных случаях — в удостоверяющих центрах Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Центрального банка РФ.
Тенденции последнего времени — стремление к универсальности электронной подписи. Так, с 2019 года введен механизм машиночитаемой доверенности, то есть у одного человека могут быть полномочия по подписанию документов нескольких организаций. В соответствии с последними изменениями законодательства, с 1 сентября 2023 года механизм машиночитаемой доверенности будет применяться повсеместно. Кстати, с 1 сентября возможность оформить машиночитаемую доверенность появится в личном кабинете юрлица на «Госуслугах». Такой документ можно будет использовать для получения услуг на портале или при взаимодействии с любыми контрагентами.
Норма не затрагивает руководителей организаций, ИП и госсектор. Они получают сертификаты так же, как и раньше. Подробную консультацию об электронной подписи можно получить в Центре защиты информации Новосибирской области, отправив запрос на электронный адрес uc@nso.ru.