Работа не волк, в Кыштовке её запросто не поймаешь
Если человек не может обосновать, почему он не работает, пособия он не получит. Но есть деревни, где нет никаких работодателей или нужны в основном только врачи, — прочим гражданам что делать?
Депутаты положительно оценили результаты реализации государственной программы «Содействие занятости населения» за прошлый год — количество безработных в регионе снизилось на 41 процент по сравнению с 2021 годом.
На заседании социального комитета Заксобрания об итогах исполнения программы депутатам доложила министр труда и социального развития региона Елена Бахарева. По ее словам, в 2022 году на работу министерства наложила отпечаток политическая обстановка. Напомним, из-за антироссийских санкций с рынка ушло немало иностранных брендов, в том числе транснациональные корпорации.
Обошлось без массовых увольнений
— Тогда для нас самым главным было не допустить массовых увольнений, и, к счастью, этого не произошло, нам удалось сохранить коллективы, — подчеркнула Елена Бахарева. — В 2022 году количество безработных даже существенно снизилось: таковыми были признаны 43,7 тысячи человек, что на 41 процент меньше, чем в 2021 году. Всего в центры занятости обратились около 70 тысяч человек, 50 тысяч из которых были трудоустроены, причем каждый пятый — в первые десять дней. В областной банк привлекли 81 тысячу вакансий.
Глава регионального минтруда рассказала, как решается вопрос с трудоустройством на селе: в числе прочего на временные работы в сельской местности было направлено около трех тысяч человек. Кроме того, временную работу предлагали подросткам: в период школьных каникул было трудоустроено порядка шести тысяч несовершеннолетних. Около трех тысяч человек в прошлом году прошли переобучение на востребованные специальности.
— Также в прошлом году 4,5 тысячи человек получили консультационные услуги по самозанятости, благодаря чему более половины из них, 2,5 тысячи, смогли открыть свое дело, а 363 жителя области получили государственную поддержку для начала бизнеса в размере 81 тысячи рублей, — сообщила Елена Бахарева. — В трудовой процесс в той или иной форме было вовлечено 2787 инвалидов, это 80 процентов от всего количества обратившихся. Большое внимание в минувшем году уделялось охране труда: 22 тысячи человек прошли обучение технике безопасности, наши специалисты обследовали на предмет безопасности 109 тысяч рабочих мест, благодаря чему количество пострадавших на производстве значительно сократилось.
А если нет работодателя?
Депутат Александр Шпикельман задал вопрос о беженцах с Украины: могут ли они найти работу? Какую помощь им оказывает минтруда региона?
— В прошлом году в область приехали около тысячи беженцев с Украины, большинство из которых проживает у своих родственников и знакомых, прибывших раньше, — рассказала Елена Бахарева. — Мы помогаем им с документами, сейчас действует упрощенный механизм получения гражданства. Еще 125 человек находятся в пунктах временного размещения, все они работают. Я скажу так: если у человека есть хоть малейшее желание адаптироваться, то он делает это без труда, для этого сегодня имеются все возможности. Ну а если не хочет, тут никакая служба не поможет.
Член социального комитета Александр Козлов поднял вопрос о жителях отдаленных районов. По его словам, сегодня в Кыштовке на учете в центре занятости стоят 150 человек, а вакансий всего 50, причем большая часть из них — врачи.
— Но мы же все понимаем, что для того, чтобы работать в медицине, требуется специальное образование. А как быть тем, у кого его нет? Надо как-то решать эту проблему, — считает депутат.
Министр согласилась, что такая ситуация действительно имеет место. Причин тому несколько, как субъективных, так и объективных. Во-первых, далеко не все главы районов сегодня озабочены трудоустройством граждан. Во-вторых, работа в аграрном секторе носит сезонный характер, и многие жители сельских территорий летом трудятся в сельхозпредприятиях, а зимой встают на учет в центры занятости. И наконец, ни для кого не секрет, что в области немало населенных пунктов, где вообще нет работодателей, никаких. И тем не менее там живут люди.
Как изменить сознание?
Председатель аграрного комитета Игорь Гришунин отметил, что, к сожалению, нередки случаи, когда жители села не хотят работать или заниматься подсобным хозяйством, а желают только получать пособия, как в службе занятости, так и детские. И чтобы перевоспитать их, потребуется много сил и времени.
Елена Бахарева ответила, что те времена, когда пособия давали всем подряд, давно миновали — теперь специалисты тщательно разбираются с каждым конкретным случаем.
— Если человек не может обосновать, почему он не работает, пособие на детей как малоимущий он не получит. Другое дело, если гражданин имеет инвалидность или, скажем, ухаживает за престарелым маломобильным родственником. Но сознание, конечно, надо воспитывать, — согласилась глава регионального минтруда.