Законодателю стоит присмотреться к вейпам
«Экспекто патронум»: предложения по борьбе с паром
В сферу регулирования действующего на федеральном уровне законодательства не попадают не содержащие никотина продукты, однако и безникотиновые вейпы представляют угрозу здоровью самих потребителей и окружающих. «Парят» граждане в силу отсутствия запретов везде и практически непрерывно.
Если делать акцент на содержании никотина, неохваченными останутся безникотиновые «жижи», в то время как основная цель — снизить уровень парения как такового и моду на него как явление.
Специалисты областного наркологического диспансера вносят свои предложения законодательных норм, способных усилить регулирование неуловимого статьями пара:
1. Необходимо нормативно определить, что понимается под вейпами и любыми их аналогами с указанием необходимо присутствующих в составе компонентов во избежание возможности обхода запрета производителями данной продукции путем замены наименований либо введения новых форм выпуска запрещенных к продаже несовершеннолетним товаров.
Поскольку предмет регулирования предполагается достаточно широким, включающим не только электронные сигареты с никотиновой жидкостью, но и вейпы, в качестве характеризующих признаков продукта необходимо указать составляющие устройства (наличие аналога мундштука, аккумуляторного блока, бака с жижей либо картриджа, атомайзера, светодиодных датчиков, дисплея, чипсетов); жидкости содержат глицерин, пропиленгликоль (которые нагреваются спиралью), ароматизаторы, в целом функционал рассматриваемого прибора направлен на имитацию курения, т. е. вдыхания и выдыхания дыма потребителем товара.
2. Целесообразно расширить определение продажи продукции, предусматривая в том числе использование торговых автоматов (предполагающих обезличенную продажу товаров неопределенному кругу лиц), а также приобретение в онлайн-магазинах (платформы Ozon, Wildberries и т. д.).
3. Установление административной ответственности за нарушение норм регионального закона. В понятие правонарушения входит не только продажа (где субъектом правонарушения выступает предприниматель), но и потребление в общественных местах (для самих потребителей предусмотреть санкции на уровне административного правонарушения; к общественным местам необходимо отнести торгово-развлекательные центры, предприятия общественного питания, общественный транспорт, лифты, помещения общественного пользования многоквартирных домов) и ответственность совершеннолетних граждан за вовлечение несовершеннолетних в процесс использования устройств, имитирующих курение, в том числе за приобретение данной продукции с целью последующей передачи ее несовершеннолетним.