Сначала — земля, потом — воздух
Прежде чем выделять деньги на систему мониторинга загрязнения атмосферы, надо узаконить участки, где расположены наблюдательные пункты
Третий по размерам мегаполис страны не может самостоятельно побороть проблему загрязнения воздуха. Но получить федеральную помощь на решение вопроса не получается. Чтобы доказать патовость ситуации, должны быть объективные аргументы, а система наблюдения в городе, мягко говоря, далека от совершенства. Причем если рассмотреть детально, то все оказывается намного сложнее...
«Советская Сибирь» писала о везунчике Искитиме, который попал в программу «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». Новосибирск тоже хотел бы стать участником проекта. О том, почему этого не происходит, рассказали эксперты в региональном парламенте.
Октябрьский — без поста
— Сеть стационарных пунктов наблюдения за качеством атмосферного воздуха в городе сформирована в восьмидесятых годах прошлого столетия, она обоснована с точки зрения численности населения, площади города, наиболее оживленных путей движения транспорта и выбросов промышленных предприятий, — сообщила депутатам заместитель начальника главного управления Западно-Сибирского Гидрометцентра Ирина Изотова. — Наблюдательная сеть Новосибирска включает десять пунктов ручного дискретного отбора проб воздуха. Анализ проб осуществляется три-четыре раза в сутки по 12 загрязняющим веществам — пяти основным и семи специфическим. Это оксид углерода, оксид серы, диоксид азота, фенол, формальдегид, фтористый водород, аммиак, сероводород, углесодержащий аэрозоль, бензопирен, а также тяжелые металлы. Выбор загрязняющих веществ обусловлен выбросами от передвижных источников загрязнения и промышленных предприятий, деятельностью предприятий топливно-энергетического комплекса.
Пункты наблюдения расположены во всех районах города, за исключением Октябрьского, где, кстати, имеются такие мощные источники загрязнения, как, например, ТЭЦ-5 или аффинажный завод. Раньше пункт располагался возле ГПНТБ, но в связи со строительством нового дома его попросту снесли. Была попытка перенести пункт на улицу Нижегородскую, но там возникли проблемы с подключением электричества. Сейчас Сибстрин на добровольных началах пытается установить его на своей территории. Почему же так получилось?
Есть десять, а надо 16
Оказывается, по словам Ирины Изотовой, существует острая проблема: из десяти пунктов наблюдения только четыре установлены в соответствии с законодательством, то есть имеют все правоустанавливающие документы. Помимо несоответствия федеральному законодательству, указанный факт влечет риск утраты возможности использования. Иными словами, данные посты находятся под угрозой закрытия, так как стоят на чужой земле фактически на птичьих правах. А между тем уровень загрязнения городского воздуха растет год от года: так, по данным Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, в атмосферу Новосибирска только от стационарных источников в 2021 году поступило около 79 тысяч тонн загрязняющих веществ, что на 6 тысяч тонн больше в сравнении с 2020 годом.
— Сегодня потребность города Новосибирска составляет 16 постов наблюдений, в том числе по территории Новосибирской агломерации — 11 постов, — отметил заместитель министра природных ресурсов и экологии региона Юрий Марченко. — Стоимость установки одного автоматизированного стационарного поста наблюдения на начало 2023 года составляет 6,5 миллиона рублей. Прогнозируемые ежегодные затраты на содержание поста оцениваются в 2,9 миллиона рублей. Кроме постов, потребуется и создание химико-аналитической лаборатории и лицензирование деятельности, а это дополнительные затраты. В связи с этим мы предлагаем запросить у Гидрометцентра подробную информацию о размере затрат на модернизацию городской системы мониторинга атмосферного воздуха. Региональное минприроды, в свою очередь, должно подготовить предложения по изменениям в бюджет на следующий год.
Кто портит атмосферу
Вполне ожидаемо у депутатов возникло немало вопросов. Александр Барсуков спросил, откуда в атмосферу поступают 79 тысяч тонн загрязняющих веществ. Ирина Изотова ответила, что их источниками являются, во-первых, ТЭЦ, во-вторых, промышленные предприятия и, наконец, частный сектор — многие дома до сих пор топят углем и дровами.
— Допустим, мы модернизируем систему мониторинга или создадим новую. Но готовы ли мы увидеть результаты? И, самое главное, что мы будем делать дальше? — поинтересовался депутат Роман Мурзин.
На вопрос парламентария ответила председатель комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова. По ее словам, если будет оперативная и объективная информация по загрязнению атмосферы города, можно будет принимать необходимые управленческие решения. Юрий Марченко привел несколько примеров подобных решений. Запуск Восточного обхода, скажем, должен снизить загазованность воздуха сибирской столицы на 15 процентов. Если полностью перевести на газ общественный транспорт и частный сектор, воздух, безусловно, тоже станет чище.
А может, взяться за мётлы?
Депутат Сергей Титков призвал городские власти не ждать модернизации системы мониторинга, а начать принимать меры прямо сейчас. Например, избавить город от пыли: за зиму на дороги Новосибирска высыпали десятки тонн песка и различных реагентов, включая пресловутый бионорд, которые сейчас попадают прямиком в легкие горожан.
Зампредседателя экологической комиссии Ярослав Фролов обратил внимание коллег на следующий момент: ни один собственник не будет вкладывать деньги в объект, находящийся на участке, который непонятно кому принадлежит. Сначала надо проработать этот вопрос, и одним выделением средств тут не обойтись.
— Узаконивание земли под наблюдательные посты — это в чистом виде работа мэрии. Предлагаю записать в решение комитета: поручить мэрии Новосибирска выделить участки. И только потом можно будет говорить о модернизации сети, — высказал мнение Сергей Титков.
Цена вопроса
Как отметил Ярослав Фролов, Новосибирску необходима оптимизация оборудования, чтобы мониторинг можно было проводить в автоматическом режиме и получать информацию не раз в два дня, а каждые двадцать минут.
— Как сказали сегодня коллеги-общественники, представители министерства природных ресурсов, данные мониторинга — это не просто справочная информация о том, хорошо у нас за окном либо не очень. Данные мониторинга в дальнейшем позволяют принимать управленческие решения по формированию комфортной городской среды, — подчеркнул зампредседателя экологической комиссии. — Это и дороги, и парковки, и развитие общественного транспорта, метро, газификация частного сектора, работа с промышленными предприятиями.
По словам Ярослава Фролова, мэрии необходимо актуализировать права на земельные участки, на которых стоят пункты мониторинга, определиться с дополнительными земельными участками, где в перспективе можно размещать эти пункты. Также следует определить сеть размещения пунктов мониторинга, чтобы она соответствовала актуальному городскому ландшафту.
— Мы попросили наших коллег формализовать ценовой показатель — определить, какие деньги должны выделяться, чтобы сеть мониторинга соответствовала современным требованиям. Далее будем решать, выходим ли мы по вопросу финансирования на федеральный уровень либо будем развивать систему мониторинга за счет городского и областного, так называемого консолидированного бюджета, — подвел итог парламентарий.