Кто сел в калошу, или Чем плоха для инвалида «льготная» обувь
Житель Куйбышева оказался в неудобном положении: вынужденный носить спецобувь, он никак не может добиться качественной услуги по её изготовлению
Государство выполняет свои обязательства перед инвалидом — платит за изготовление спецобуви, но носить пошитые кроссовки и ботинки не получается: надеть можно, а ходить мучительно. На предприятии, изготовившем обувь, с претензиями инвалида не согласны.
В редакцию «Советской Сибири» обратился наш читатель, житель Куйбышева Андрей Орехин. Он рассказал печальную историю. Инвалид второй группы по причине онкологического заболевания, которое привело к операции на одной из ног. Теперь приходится заказывать обувь с одним ботинком на мощной платформе. По закону ему положены такие средства реабилитации — специальная сложная ортопедическая обувь в количестве двух пар в год: утепленная зимняя и летняя.
Бег по кругу
Андрей Орехин вошел в редакцию, как говорят, «в мыле»: увесистая сумка с двумя парами обуви тянет плечо. Сам он не очень габаритный человек, к тому же изрядно уже замученный беготней в попытке отстоять свои потребительские права. Беготня, конечно, в его состоянии — дело весьма энергозатратное. Ходит он в старенькой обуви, которую приходится подлатывать постоянно и, разумеется, за свой счет.
Куйбышевец нуждается в ортопедической обуви уже 20 лет, и все эти годы страдает от ее плохого качества. Каждый раз несет ботинки к местному мастеру и платит за «усовершенствование» отнюдь не ювелирного творения новосибирских обувщиков. Вот и в прошлом году он заказал очередные две пары — зимнюю и летнюю, забрал их в конце ноября и почти сразу убедился, что предложенные ему ботинки и кроссовки носить невозможно. Житель Куйбышева отвез их в Новосибирск. На предприятии, изготовившем обувь, что-то переделали, но, к сожалению, лучше не стало. В конце концов инвалид решил вернуть обувь изготовителю, но ее не взяли.
И еще один момент: по закону проезд для получения обуви инвалиду должен оплачиваться. Но, поскольку на предприятии сочли, что с обувью все в порядке, проезд из Куйбышева и обратно нашему читателю никто не оплатил. Притом что для него тысяча рублей — достаточно крупная сумма: Андрей Трофимович не работает, живет на пенсию по инвалидности размером 15 800 рублей.
Обеспечением средствами реабилитации людей с ограниченными возможностями занимается отделение Социального фонда РФ по Новосибирской области, а изготовлением обуви — новосибирский филиал акционерного общества «Московское протезно-ортопедическое предприятие». К ним мы и обратились за ответами на вопросы человека, который не смог их добиться самостоятельно.
О гарантиях и экспертизах
Как нам ответили в фонде, предприятие, где шьют обувь для таких людей, как Орехин, занимается этим, потому что победило в конкурсе «согласно законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок». В частности, в 2022 году были заключены госконтракты с филиалом «Новосибирский» АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие». Ответ фонда однозначный: «ответственность за качество произведенной протезным предприятием продукции несет само протезное предприятие». Также из официального ответа фонда мы узнали, что «гарантийный срок на изделие устанавливается в соответствии с ГОСТ Р 54407-2020 «Обувь ортопедическая. Общие технические условия» и действует с момента получения изделия получателем или с начала сезона и должен составлять не менее 30 дней».
Если качество не устраивает, сообщает фонд, то на основании письменного заявления инвалида проводится медико-техническая экспертиза. По истечении гарантийного срока гражданин имеет право обратиться с заявлением о проведении медико-технической экспертизы полученного изделия через личный кабинет на едином портале государственных услуг (ЕПГУ) либо на личном приеме в клиентской службе.
Кстати, для тех, кто также сталкивался с подобной проблемой, вот контакт отделения Социального фонда России по Новосибирской области: 8-800-6-000-720.
Однако проблемы нашего посетителя эта информация не решила. Пока Орехин скитался между Куйбышевом и Новосибирском, ожидал переделки, потом снова испытывал ботинки, гарантия кончилась. Дальнейшие взаимоотношения с фондом перешли в плоскость «попробуйте договориться с изготовителем сами». Договориться не получилось.
«Обувь не носил, оценить не может»
«Претензии пациента и причины возврата: Орехин А.Т. не желает придерживать язычок ботинка при надевании обуви и считает браком, что язычок собирается под шнуровкой, настаивает на ремонте данной пары, — сказано в ответе на запрос «Советской Сибири» за подписью управляющего новосибирским филиалом АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Антона Каменева. — Данная пара — полуботинки с язычком, метод крепления на стопе — шнурки. Модель выполнена в соответствии с образцом каталога предприятия и с учетом всех индивидуальных особенностей Орехина А.Т., пациент самостоятельно выбрал данную пару. Язычок в полуботинках играет роль защиты от натирания стопы шнурками, на поверхности язычка выполнены шлевки для продевания шнурка, чтобы язычок не западал внутрь обуви при надевании».
Фото: Юлия Назаренко
Также в ответе сказано, что куйбышевец-де не носил обувь и не может оценить достоинства данных пар. «Обувь соответствует ГОСТу 54407-2011 — обувь ортопедическая, общие технические условия. Решение медико-технологической комиссии предприятия: ортопедическая обувь соответствует назначению, требованиям, брак отсутствует. Основания для оплаты проезда отсутствуют», — сказано также в ответе предприятия-изготовителя.
Иными словами, обувь правильная, а вот у нашего читателя, видимо, неправильные ноги. Но ведь ортопедическую обувь шьют именно при наличии проблем — обычным людям она просто не нужна! И еще один интересный момент: качество ботинок проверяет медико-технологическая комиссия предприятия. Иными словами, сами шьют и... сами себя и проверяют.
Помоги себе сам?
Но все же выход есть. Закон дает возможность людям, которым чем-то не подходят предоставленные государством ортопедические ботинки, решать проблему самостоятельно. Согласно информации Социального фонда, «инвалиды имеют право реализовать свое право на обеспечение путем самостоятельного приобретения рекомендованных в ИПРА изделий с последующей выплатой компенсации либо с использованием электронного сертификата. С заявлением о выплате компенсации, а также о выдаче электронного сертификата инвалиды либо их законные представители могут обращаться в филиалы отделения фонда, через портал государственных услуг в электронном виде www.gosuslugi.ru, а также в филиал многофункционального центра организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Вроде бы все правильно. Но вот есть ли в районных центрах предприятия, занимающиеся пошивом ортопедической обуви? Скорее всего, нет. Их и в Новосибирске-то не слишком много. К тому же ни для кого не секрет, что далеко не все люди с ограниченными возможностями на «ты» с интернетом. Далеко не все способны самостоятельно получить всю необходимую информацию и уж тем более правильно оформить и отправить нужное заявление на получение компенсации.
— Мне сказали в нашем местном фонде, что можно купить обувь самому, потом компенсируют, но проезд в этом случае не оплачивают. Поэтому я продолжал заказывать ее на протезном предприятии, — рассказал Андрей Орехин. — После того как я обратился в «Советскую Сибирь», мне пришло письмо из Фонда пенсионного и социального страхования, в котором они предложили снова привезти обувь на экспертизу на протезное предприятие. Но в марте была очень плохая погода, распутица, скользко, и я не поехал. Просто страшно было: если я упаду, то, возможно, потом не встану, а так хоть с палочкой, но хожу. Получил я также письмо от протезного предприятия — там мне сказали, что все с моими ботинками нормально. Вот и приходится сегодня донашивать старую обувь, которую шили несколько лет назад, а там уже заплатка на заплатке, смотреть не на что. А что делать?
КСТАТИ
Как выяснилось, демисезонная ортопедическая обувь людям с ограниченными возможностями не положена. Только зимняя и летняя. Как сказано в ответе фонда, «демисезонная обувь не включена в перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам за счет средств федерального бюджета, и, соответственно, не может быть рекомендована Орехину А.Т. в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (ИПРА)». Вопрос, конечно, уже не к фонду, а к федеральному законодателю: нет ли здесь ущемления прав инвалидов?
По поводу конкретной ситуации нашего читателя в фонде сообщили, что «по заключенному государственному контракту в 2022 году Орехин А.Т. обеспечен ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (пара) по стоимости, указанной в государственном контракте, 9900 рублей и ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке (пара) по стоимости, указанной в государственном контракте, 10 000 рублей». Цена немалая. Обувь, которую носить невозможно, точно не стоит этих денег. А платятся они из государственного кармана.
Отметим при этом, что в Новосибирске имеется несколько предприятий, предлагающих ортопедическую обувь. В среднем цена на летнюю пару стартует от четырех тысяч рублей, на зимнюю — от шести тысяч.