Ангел — золотые руки
Как новосибирские врачи, менеджеры, психологи и журналисты шьют для фронта
Международный женский день — праздник, который отмечается ежегодно 8 марта в ряде государств и стран мира.
В этот же день свой путь начал всероссийский проект «Золотые руки Ангела». Отделения этой общественной организации созданы в более чем ста городах России. А волонтеры уже передали на фронт в общей сложности более пятидесяти тысяч носилок. Оксана Гринкевич — директор известного в Новосибирске ателье. Здесь занимаются пошивом и ремонтом одежды — в основном меховых изделий. В Новосибирске это ателье существует уже больше двадцати лет. А вот носилки для фронта начали делать год назад.
Возможно, эти женщины и мужчины никакие и не ангелы. Но руки у них точно золотые. И благодаря этим рукам каждый день спасается чья-то жизнь. В ателье шумно: беспрестанно строчат швейные машинки, с этажа на этаж носят тюки с тканью и стропами.
Одни носилки — несколько спасенных жизней
— Я пою в церковном хоре, — рассказывает Оксана Гринкевич. — Была в группе Матроны Московской, в Москве, трудники туда приезжают помочь. И увидела там это объявление: нужны швеи в разных городах, для того чтобы на фронт носилки шить. Что одни носилки — это несколько спасенных жизней. Вы же знаете, что когда кого-то ранят на фронте, медицина спасает только в двадцати процентах случаев. Главное — это вовремя доставить бойца к врачу. То есть иметь с собой любому бойцу носилки очень и очень важно.
Всероссийский проект стартовал после 8 марта 2022 года в Москве. Затем к москвичам присоединились жители близлежащих городов. А 26 марта первые носилки выпустили уже в Новосибирске.
— Новосибирск был седьмым по счету, — комментирует Оксана Гринкевич. — Сейчас в проекте участвуют уже сто городов. Нас уже очень много. Люди откликаются, стараются, помогают. Мы все связаны между собой. Знаем, кто и сколько отправил, кому и что требуется. Обращаются к нам бойцы через координаторов в Луганске и Донецке. И, например, связи на месте нет. А на склад они могут обратиться, потому что как раз в Ростове, в приграничных городах, Белгороде и Брянске, и, конечно, уже в ЛНР и ДНР есть так называемые хабы, куда отправляется наша продукция — носилки, пятиточечники. И еще в столичных городах делают шины для фиксации и печки.
Для чего, для кого
Общественная Организация «Золотые руки Ангела» занимается пошивом легких бескаркасных носилок для спасения раненых. Тактические носилки «Фома-180» и «Фома-215» разработаны для быстрой эвакуации раненых в условиях боя и являются важной составляющей в спасении жизни военнослужащих, добровольцев и мирных жителей, находящихся в зоне спецоперации. Носилки комплектуются подсумком с креплением «молле», эвакуационной стропой с карабинами.
Сейчас к отправке готово около ста носилок. Фото: Андрей Заржецкий
По словам Оксаны Гринкевич, на единую карту руководителя проекта в Москве отправляются пожертвования. Дальше закупаются расходники и отправляются по городам для пошива и сборки. Что касается носилок, к ним есть особые требования: шьются они из строп.
— Из правильной стропы с нужной поверхностной плотностью носилки могут выдержать почти полтонны, — объясняет Оксана Михайловна. — Ременная, или парашютная, стропа производится повсюду и используется для альпинистского снаряжения, спортивных тренажеров. Для носилок делается сетка — такая регулярная структура определенного размера, которая может выдержать необходимую нагрузку. Дело в том, что вес бойца в снаряжении, да еще с размаху, — это никак не 50 килограммов, а в районе двухсот-трехсот.
В одну упаковку входит инструкция. «Фома» — позывной военного, который их запатентовал. С 26 марта прошлого года на предприятии сделали в районе 2,5 тысяч носилок. Фото: Андрей Заржецкий
Такие носилки, которые делаем мы, удобны для городских боев, потому что можно по лестничным пролетам и каким-то сложным конфигурациям пронести человека. Для сравнения: советские весят 2,5 килограмма, а наши — всего около 350 граммов. Их, по сути, может любой боец с собой взять. А те, во-первых, громоздкие. И в подъезде с ними сложно развернуться. А на наших раненого можно и из окошка спустить или с какого-то балкона. И грузоподъемность у них огромная: на дуло танка подвешивают и боеприпасы вполне можно транспортировать.
Носилками начали заниматься по рекомендациям доктора тактической медицины. В ДНР и ЛНР регулярно отправляется гуманитарный конвой по заявкам новосибирских полков. Впрочем, к ним обращаются бойцы из разных подразделений.
Пятиточечник раскладной — необходимый элемент тактического, охотничьего, рыболовного и туристического снаряжения. Предназначен для защиты пользователя при контакте с холодными, мокрыми, грязными и другими поверхностями. «Вот он. Пристегивается, к поясу цепляется ушами. А потом, если в окопе приходится ночевать, раскладывается. Но не промерзает, не промокает. Очень легкий. А в карман можно, кстати, заодно и носилки положить, что очень удобно. Или еще боец может туда что-то нужное прибрать». Фото: Андрей Заржецкий
Помимо носилок, «Ангелы» делают маскировочные сети, окопные свечи и еще пятиточечники.
— Их стали просить практически сразу, но начали мы их делать чуть позже, — говорит хозяйка ателье. — Не успели освоить технологию до лета: на это нужно время, чтобы нормальную технологию разработать, по требованиям. Например, два-три месяца назад мы их шили, и впереди был разрезан вкладыш из изолона и телита. Бойцы просили что-то с этим сделать, потому что, если ночевать прямо на земле, подкладывая его под себя, промерзает полоса посередине. И теперь мы делаем эти вкладыши уже целыми: кому нужно, сам разрежет, это возможно. Но, по крайней мере, так рациональней и лучше функционал: никто не простудится. Хотя ткань тоже водонепроницаемая: водяной столп до тысячи килограммов выдерживает.
Все, что делают местные умельцы — это в какой-то степени расходники. Все это в режиме боя постоянно ломается и портится и требует замены.
— В расположении вокруг много кустарника. Боярышник, например, — комментирует Оксана Гринкевич. — Все это рвет одежду при транспортировке. И просят носилки-волокуши, основа которых — ткань. Но они тоже не вечные. Нужно, чтобы они легкие и компактные были. Тогда хотя бы на бойце обмундирование целее будет после транспортировки.
Женщин больше, это естественно
В Новосибирске и области в проекте сейчас занято около полутысячи волонтеров всероссийского проекта. Тактические носилки шьют в нескольких районах Новосибирска, а также в Кольцово, Довольном, Бердске, селах Кирза и Березовка Ордынского района. При этом стать добровольным помощником может любой желающий, и не важно, умеет ли он шить. Ведь помощь нужна и другого рода, например, в нарезке строп, сборке носилок и упаковке.
Инна по профессии — менеджер, волонтерит месяца четыре. О проекте узнала из соцсетей. «Оксану нашла через «Руки Ангела», телефонами обменялись, и все — стала шить. Просто хочу помочь: выкраиваю свободное время и прихожу». Фото: Андрей Заржецкий
— Очень много людей, например, из Кольцово, «Щ», Академгородка, — комментирует собеседница. — В области — Ордынский район очень активный, Довольное. Сырье мы им отдаем, и они уже готовое все привозят.
— В основном это женщины?
— Ну почему же, — отвечает Оксана Гринкевич. — Очень много у нас автоволонтеров, а среди них немало мужчин. Потому что нужно ведь еще и все это носить и перевозить. Кстати, некоторые мужчины тоже шьют, часто кроят: в Кольцовских группах есть раскройщики. У кого какой опыт, ведь это может оказаться и профессией. Но, конечно же, женщин больше, это естественно.
Елена по профессии — врач-лор. Она здесь с ноября. Приходит несколько раз в неделю. «Откуда узнала? От Гоблина, — уточнят Елена. — Я подписана на его Телеграм-канал. Он периодически об этом движении рассказывал. Видела список городов. Потом увидела свой, нашла координатора, позвонила, и все. В свободное от работы время прихожу и подшиваю. Я помочь хотела чем-то (я же россиянка!), чтобы людям на войне было полегче. У меня нет никого на войне. Просто хочу помочь». Фото: Андрей Заржецкий
Среди новосибирских волонтеров есть врачи, менеджеры, косметологи, психологи.
— Психологов много и на сборке, и на пошиве, и на комплектации. Есть сотрудники планетария, преподаватели, журналисты. Сначала, до мобилизации, были в основном «серебряные» волонтеры. А потом начали приходить люди самого разного возраста: и тридцатилетние, и подростки. Преподаватели откликаются и подключают ребятишек. Например, маскировочные сети и носилки собирают в Кольцово в нескольких школах. Все эти люди — неравнодушные, сознательные граждане. Кстати, не у всех из них родственники на фронте. Очень много людей, которые просто хотят помочь и не могут остаться в стороне, потому что нужно же что-то делать. По зову сердца.
ЦИФРЫ
— 100 городов присоединились к проекту
— 50 000 носилок пошито волонтерами
— более 5000 человек помогают движению