Корь бросает якорь
Региональный Роспотребнадзор: растёт заболеваемость крайне заразной тяжёлой болезнью вирусного происхождения
Нулевой пациент — человек, первым заболевший корью в Новосибирской области, — приезжий, прибывший из Азии в ноябре прошлого года. С тех пор эпидситуация усугубляется с каждым днем.
Вчера вопросу уделили внимание на заседании в правительстве региона. Министр здравоохранения Константин Хальзов сообщил, как идет «подчищающая иммунизация» в образовательных учреждениях, на предприятиях торговли и среди трудовых мигрантов. В областном минздраве уверяют, что в настоящее время вакцина от кори имеется в достаточном количестве, сформирован запас в медицинских организациях, также ожидаются дополнительные поставки.
Так что же происходит? Почему «зверь» кори вырвался из заточения? Как сообщила заместитель руководителя регионального управления Роспотребнадзора Лада Самойлова, с декабря прошлого года в Новосибирске регистрируется повышенный уровень заболеваемости корью, причем как среди детей, так и среди взрослых.
На 100 процентов управляется вакцинацией
— На сегодня у нас 45 случаев, из них 17 детей, — сообщила Лада Самойлова. — Почему мы встревожены? Дело в том, что эта инфекция полностью управляема с помощью вакцин, и поэтому такое количество случаев считается неблагополучной ситуацией. Поэтому проводятся противоэпидемические мероприятия по каждому из случаев совместно с медицинскими работниками. Когда определятся круг контактов по месту жительства, работы, учебы и проводятся мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил. Что касается вакцинации, еще раз напомню — это одна из самых эффективных мер как защиты, так и профилактики против кори. Помогают также маска и антисептики, но это неспецифические меры профилактики. Специфические дают больший эффект.
По словам заместителя министра здравоохранения Новосибирской области Елены Аксёновой, в настоящий момент, в связи с выявлением случаев заболеваемости корью, в Новосибирской области уже провели ряд мероприятий среди медорганизаций.
— В первую очередь у нас увеличена настороженность среди медицинских работников по установлению диагноза «корь», — рассказала замминистра. — Любые клинические проявления, схожие с корью, расцениваются медработниками как необходимость диагностики и проведения всех необходимых мероприятий. Хочу отметить, что есть случаи, когда медработник подозревает корь, но в последующем корь не подтверждается, однако все противоэпидемические мероприятия начинают уже работать. И поэтому мне бы хотелось отметить, что при обращении медработников по месту учебы или по месту жительства необходимо предоставить информацию о вакцинации, данные о своем статусе здоровья. И возможно, что ряд граждан мы будем брать под медицинское наблюдение. Нужно активно отзываться на просьбы медицинских работников из поликлиник и предоставлять необходимую информацию. При подозрении на корь, в зависимости от клинических проявлений, это либо амбулаторный этап, либо стационарный этап.
Есть сыпь? К врачу!
Главный инфекционист Новосибирской области Лариса Позднякова подчеркивает, что в основном среди взрослого населения заболевшие — это не вакцинированные и не болевшие ранее граждане.
— Поэтому при отсутствии антител они заболевают уже будучи взрослыми, — комментирует она. — У взрослых это заболевание протекает гораздо тяжелее, чем у детей. Причем как сама корь, так и осложнения ее могут протекать гораздо тяжелее — в виде вирусной пневмонии, с развитием коревых менингоэнцефалитов, которые встречаются именно тогда, когда взрослые болеют детскими инфекциями. Сегодня в стационаре первой инфекционной больницы (где лечатся пациенты старше 15 лет) находятся два человека с подтвержденными случаями кори. И еще шесть — на диагностике. Любые клинические случаи, схожие с симптомами кори, должны быть обязательно обследованы на эту инфекцию, плюс все экзантемные инфекции (экзантема — общее название сыпей на коже — Прим. авт.) мы сегодня также тестируем на корь, чтобы не пропустить это заболевание. Если посмотреть, насколько серьезно протекало оно у взрослых, которые были госпитализированы, то в основном это среднетяжелые пациенты, у двух из них было развитие вирусно-бактериальной пневмонии, и у одного — развитие коревого менингоэнцефалита, которые закончились, к счастью, выздоровлением. Вообще-то, это управляемая инфекция, управляемая вакцинами. И я не знаю, что должно было произойти с обществом — и мы это видим на протяжении последних лет, — чтобы это все происходило теперь. В советское время в календаре прививок — у нас дети вакцинируются в год, а затем в шесть лет — мы среди старшего поколения не имели случаев распространения кори. Хотя единичные случаи кори мы, конечно, фиксируем ежегодно. Но когда происходят такие ситуации, как сейчас, это говорит о том, что население ослабило внимание к вакцинации. И все эти настроения против вакцин, которые у нас сейчас широко распространены, к сожалению, ничего хорошего не приносят. Поэтому хочется еще раз призвать население: подумайте о том, хотите ли вы, чтобы ваши дети заболели? Может быть, лучше эту инфекцию профилактировать, ведь это то, с чем встретится ваш уже взрослый ребенок в будущем.
Недетская болезнь
Главный внештатный специалист областного минздрава по инфекционным болезням у детей Татьяна Комиссарова добавила, что корь — это острое инфекционное высококонтагиозное вирусное заболевание, которое характеризуется общей интоксикацией, высокой температурой, поражением слизистых оболочек глаз, дыхательных путей и сопровождается сыпью. Обычно оно характерно для детей, и дети должны быть привиты в соответствии с национальным календарем прививок.
Сначала возникают симптомы ОРЗ, потом — типичная коревая сыпь, которая сначала появляется на верхней половине туловища и голове, затем распространяется на нижнюю часть туловища и конечности. А затем в той же последовательности понемногу исчезает, оставляя следы на коже человека в виде пигментных пятен.
По словам заместителя министра здравоохранения Новосибирской области Елены Аксёновой, вакцина в достаточном объеме была в регионе во время ковида и есть в настоящий момент.
— Когда наши медработники выходят в очаг заболевания, они запрашивают сведения о вакцинации. И предлагают вакцинацию пройти. В этом случае нужно согласиться и вакцинироваться, — подчеркнула Елена Аксёнова.
К сожалению, сейчас в таких случаях, находясь в очаге заболевания, порядка 85 процентов населения отказываются от прохождения этой процедуры.
— Если очаг регистрируется в учебном заведении, все непривитые будут отстранены от занятий в очном формате, — добавила Лада Самойлова. — Причем это касается как сотрудников, так и учащихся.
Но что делать, если человек не знает, не помнит, болел ли он корью или был привит?
— В таких случаях, чтобы понимать, есть ли у вас защитные антитела или нет, нужно сдать сыворотку крови на наличие антител — это процедура, аналогичная той, которую многие проходили при ковиде, — объясняет главный инфекционист Новосибирской области Лариса Позднякова. — Если антител нет, нужно обязательно вакцинироваться, для того чтобы создать защитный титр.
Что касается ситуации, когда в очаг заболеваемости попал ребенок до года, как подчеркивает главный внештатный специалист областного минздрава по инфекционным болезням у детей Татьяна Комиссарова, в течение 72 часов медицинские работники рекомендуют ввести человеческий иммуноглобулин для того, чтобы минимизировать проявления этого заболевания.
ВАЖНО ЗНАТЬ
При выявлении кори в очаге ближайших контактов на вакцинацию дается всего 72 часа.