100 лет в движении
За 100 лет Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина выпустил более 40 тысяч специалистов
Сегодня это современная образовательная организация, которая работает в тесном контакте с основным работодателем — Западно-Сибирской железной дорогой.
Колледж транспортных технологий с гордостью носит имя Героя Социалистического Труда, дважды почетного железнодорожника Николая Александровича Лунина, автора метода, позволившего повысить качество ремонта и сократить сроки ремонтного простоя локомотивов. В годы войны наш знаменитый земляк водил рекордные по весу эшелоны.
Самый именитый выпускник – Николай Александрович Лунин. Герой Социалистического Труда, дважды почетный железнодорожник, «Гражданин ХХ века Новосибирской области»
История колледжа началась в 1922 году, когда Совет Народных Комиссаров издал декрет о повсеместной организации на предприятиях народного хозяйства школ фабрично-заводского ученичества. Одна из таких школ была организована при депо ст. Новосибирск, ее учащиеся набирались преимущественно из числа детей железнодорожников. Фото предоставлено НКТТ им. Н.А. Лунина
Для студентов и выпускников слова «Мы — лунинцы!» — не пустой звук. Здесь стараются беречь традиции, заложенные в те далекие годы. В колледже не только готовят настоящих профессионалов, которые каждый год приходят работать на железную дорогу, но и воспитывают настоящих патриотов, беззаветно любящих свою Родину и готовых встать на ее защиту.
Подготовить крепкого профессионала — дело по определению сложное, особенно в такой непростой сфере, как железнодорожный транспорт, где нужны не только знания, но и такие черты характера, как ответственность, усидчивость, внимание к деталям, а их отсутствие может стоить человеческой жизни. Воспитать настоящего человека, гражданина своей страны еще сложнее, особенно в наше непростое время. Но в колледже с этим успешно справляются.
О том, чем живет сегодня колледж, и о многом другом читателям «Советской Сибири» рассказывает директор Новосибирского колледжа транспортных технологий им. Н.А. Лунина Мария Кирсанова.
Учить молодых и взрослых
— Мария Владимировна, чем встречает колледж свой 100-летний юбилей?
— Действительно, мы первые среди учреждений среднего профессионального образования открываем череду празднования вековых юбилеев, следующим за нами идет Новосибирский колледж печати и информационных технологий. Думаю, можно без преувеличения сказать, что наш колледж рос и развивался вместе с Новосибирском, ведь и наш город тоже обязан своим существованием самой длинной железной дороге — Транссибирской магистрали.
Директор Новосибирского колледжа транспортных технологий им. Н.А. Лунина Мария Кирсанова. Фото предоставлено НКТТ им. Н.А. Лунина
Сегодня в нашем колледже обучается 850 студентов, и еще 380 — в нашем филиале в городе Барабинске. Также на нашей базе создан ресурсный центр в сфере железнодорожного транспорта, в котором обучаются, проходят переподготовку и повышение квалификации более 1000 человек в год. Кроме того, мы активно включились в реализацию национального проекта «Демография» — готовим помощников машинистов и проводников, 58 человек уже обучили.
Мы постоянно работаем над укреплением материально-технической базы нашего колледжа — приобретаем современные компьютеры, проекторы, интерактивные доски. Недавно дооборудовали учебный полигон для подготовки бригадиров-путейцев. В соседних регионах, где готовят таких специалистов, насколько нам известно, подобного полигона точно нет. Всего у нас три учебных полигона в Новосибирске и один в Барабинске. При помощи нашего главного работодателя — Западно-Сибирской железной дороги — доукомплектовали учебный вагон, в котором мы обучаем практическим навыкам проводников и слесарей-ремонтников.
Голубая мечта директора
— Как сегодня готовят железнодорожников?
— Все наши учебные классы и лаборатории оснащены согласно существующим стандартам. Помощники машинистов, например, обучаются на специальных компьютерных тренажерах. Они у нас есть разные: например, тренажер, имитирующий электровоз «Синара», тепловоз, электропоезд, или — в просторечии — электричку. Есть стенд-тренажер «Тормозная система локомотива». Это я говорю про Новосибирск. В Барабинске тоже есть тренажеры. Сейчас работаем над тем, чтобы оснастить тренажерами наш Барабинский филиал. А вообще, моя голубая мечта, чтобы таких современных компьютерных тренажеров было не один-два на учебный класс, а у каждого студента. Я такое видела в университете железнодорожного транспорта в Южной Корее. Надеюсь, и у нас когда-нибудь так будет.
Обучение на тренажере электровоза 2 ЭС 6 «Синара». Фото предоставлено НКТТ им. Н.А. Лунина
Так что мы достаточно активно внедряем самые современные технологии обучения. Во время недавней пандемии коронавируса без особого труда перешли на дистанционный формат — практически все необходимое для этого у нас уже было. Да и сейчас, если, скажем, студент заболеет, он сможет учиться в режиме онлайн и не отстанет от своей группы.
Теория и практика
— Существует мнение, что самые лучшие преподаватели — это практики. А как с этим обстоят дела в колледже транспортных технологий им. Н.А. Лунина?
— Недавно появилось новое требование: теперь не менее четверти педагогов, преподающих специальные дисциплины, должны иметь опыт практической работы на железной дороге. Нам не пришлось прикладывать особых усилий, чтобы его выполнить, — и до этого одним из наших главных критериев при подборе преподавателей был реальный опыт.
Лучшие наши педагоги, например Юрий Васильевич Романко, Владимир Петрович Колокин, обладают им в полной мере. Студенты их очень любят и уважают. Так, Юрий Васильевич, например, отработал на железной дороге четверть века, прошел путь от слесаря по ремонту подвижного состава до начальника ПТО. Владимир Петрович работал на ЗСЖД сначала помощником машиниста, а потом машинистом локомотива. Есть и другие примеры. Скажу больше: сегодня сотрудники железной дороги преподают у нас без отрыва от производства. Получать реальные практические знания — в наше время это очень ценно.
И хочу отметить, что такой подход приносит свои плоды. Многие наши выпускники сегодня занимают высокие посты в различных подразделениях железной дороги, имеют государственные награды, почетные звания, благодарности руководства Западно-Сибирской железной дороги и лично начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Валерьевича Грицая. Это важная оценка нашего труда, что не может не радовать.
Мужское воспитание
— Получается, что Новосибирский колледж транспортных технологий им. Н.А. Лунина — главная кузница кадров для Западно-Сибирской железной дороги?
— Это именно так и есть. Приведу пример: сегодня 80 процентов электричек, которые курсируют по Новосибирской области, водят наши выпускники. Идешь по перрону, а тебя окликают по имени-отчеству. Очень приятно и трогательно. Но это лирика, а если серьезно, то, кроме Карасукского политехнического лицея, помощников машинистов локомотива у нас в регионе никто не готовит. И требования к подготовке очень высокие, наши преподаватели никогда не будут натягивать тройку нерадивому ученику. Поясню почему. Дело в том, что на железной дороге очень высокий входной контроль: чтобы устроиться по специальности, одного диплома мало, нужны реальные знания и умения.
C профессиональным праздником будущих железнодорожников в этом году поздравили полномочный представитель Президента РФ в СФО Анатолий Серышев, губернатор Новосибирской области Андрей Травников и начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай. Праздник состоялся на площадке колледжа в Заельцовском парке, где директор НКТТ им. Н.А. Лунина Мария Кирсанова и студенты встречали гостей. Фото предоставлено НКТТ им. Н.А. Лунина
О качестве подготовки говорят и результаты участия наших студентов в движении «Молодые профессионалы»: ежегодно наши ребята получают награды за профессионализм на всероссийском уровне. А сейчас мы готовимся к участию в международном онлайн-чемпионате профессионального мастерства InterTransСhampionship среди стран БРИКС по железнодорожным компетенциям, который пройдет в ноябре-декабре нынешнего года.
— В сегодняшнее непростое время мало подготовить профессионала, не менее важно суметь воспитать порядочного человека, патриота своей страны. Легко ли это сделать?
— Очень нелегко. Но мы стараемся, и в этом помогают наши традиции, которые мы бережно храним, например обязательное ношение формы. Это подтягивает, дисциплинирует, настраивает на деловой лад. И кстати, форма очень нравится нашим студентам. Еще один важный момент — наши преподаватели общаются с ребятами как со взрослыми. Настоящее мужское воспитание. Железная дорога — это серьезно, и они это понимают.
Пользуясь случаем, я от всего сердца хочу поздравить весь коллектив, студентов и выпускников со 100-летним юбилеем нашего замечательного колледжа и пожелать им всегда быть оптимистами и достойно нести имя лунинцев!
Продолжение темы читайте в статье «Наследники Героя»