USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Учиться интересно? Да!

Инна ВОЛОШИНА
С точки зрения губернатора Андрея Травникова, обсуждение актуальных тем в прямом эфире — прекрасная возможность решить многие наболевшие вопросы. Фото: nsktv.ru
С точки зрения губернатора Андрея Травникова, обсуждение актуальных тем в прямом эфире — прекрасная возможность решить многие наболевшие вопросы. Фото: nsktv.ru

Глава региона оценил перспективы развития системы образования

Первого сентября сфера образования региона пополнилась пятью новыми школами.

Более пяти тысяч дополнительных учебных мест — серьезная цифра, но вместе с тем власть признает: догнать прирост числа школьников не получается, а значит, и уйти от второй смены пока не удалось. О том, как будет развиваться в целом система, чтобы экономика региона пополнялась в перспективе грамотными, творчески мыслящими и амбициозными специалистами (их, как известно, выращивают со школьной скамьи), в прямом эфире программы «Вести Новосибирск» рассказал губернатор.

Но вначале глава региона вместе с министром образования Новосибирской области Сергеем Федорчуком и директором Инженерного лицея НГТУ Маргаритой Безлепкиной ответил на вопросы, наиболее актуальные для тех, у кого в семье есть школьники.

Долгие летние каникулы закончились, родительские хлопоты по сбору драгоценных чад на учебу тоже завершились, школы распахнули свои двери перед учениками. Но, как и, наверное, во все времена, далеко не все школьники горят желанием учиться.

Иногда строить дешевле

Как показал опрос, проведенный Общероссийским народным фронтом, 72 процента российских детей не любят учиться в школе. Может быть, старые школы советского образца не отвечают запросам тех, кто сегодня сидит за партами?

— В День знаний в Новосибирской области начали свою работу пять новых школ. Две из них открылись в Новосибирске — школа на улице Михаила Немыткина и 3-я гимназия в Академгородке, а также школы в Верх-Туле, Болотном и в городе Купино, — рассказал губернатор. — В заделе на различных стадиях проектирования и стройки по области на ближайшие два года находятся 19 школ. Также в регионе стартовала большая программа капитального ремонта, и по ней в работе 25 школ. И строительство, и ремонт осуществляются с привлечением федеральных средств. Мы поддерживаем проекты капремонта, потому что за счет умеренных вложений и в более короткие сроки можно создать дополнительные места в существующих школах.

При этом руководитель области отметил, что иногда построить новое здание проще, чем реконструировать старое — современные строительные и санитарные нормы, применяемые к учреждениям образования, очень строгие, — и привел в пример гимназию № 3 в Академгородке, новое здание которой открылось 1 сентября.

Нагрузка больше не стала, но...

Возможно, причина нелюбви детей к школе кроется в другом: по результатам упомянутого выше опроса, школьники жалуются на слишком большой объем домашних заданий и нехватку времени на их выполнение.

— Если говорить формально, то школьная нагрузка за последнее время не выросла, — отметил министр образования региона Сергей Федорчук. — Другой вопрос, что школы сегодня активно используют проектные методики преподавания, а также трудовое воспитание: дети занимаются научными исследованиями и другими видами внеучебной деятельности, что, конечно, отнимает время. Дело еще и в том, что современные дети зачастую недостаточно самостоятельны и не умеют организовать смену деятельности.

Директор Инженерного лицея НГТУ Маргарита Безлепкина считает, что детей необходимо учить правильно распределять свое время, и этим должны заниматься как учителя, так и родители. Простой пример: многие домашние задания сегодня даются сроком на неделю, а то и на месяц, и совершенно необязательно откладывать их выполнение на последний день. Опять же, все дети разные: кому-то, чтобы сделать уроки, требуется час, кому-то — пять, и это тоже надо учитывать.

Университеты должны присутствовать в школах

Многие полагают, что нежелание детей учиться напрямую сказывается на результатах учебы. Статистика показывает, что в последние годы в Новосибирской области снижается количество выпускников, сдавших ЕГЭ на 100 баллов. При этом «звезды», как правило, едут учиться в столицы. Как задержать их в регионе?

— ЕГЭ на 100 баллов — это показатель успехов конкретного человека, а не качества образования в целом, — считает Сергей Федорчук. — Показателем является большое число выпускников, сдавших госэкзамены на 75 баллов и выше.

Губернатор Андрей Травников убежден: чтобы отличники и хорошисты оставались учиться дома, необходимо присутствие университетов в школах и учреждениях среднего специального образования, причем это должно быть проактивное движение. И этот процесс уже идет. Например, в новосибирской школе № 80 школьники могут освоить несколько профессий и сразу после выпуска устроиться на работу. Это и профессиональная ориентация, и трудовое воспитание.

036-04-04.jpg

ДОСЛОВНО
Юрий Сколубович, ректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин):
— С абитуриентами сегодня есть определенные проблемы, и главная из них состоит в том, что сегодня немногие школьники сдают ЕГЭ по физике и профильной математике. Таких не более 13–15 процентов от общего числа, что, конечно, мало для технических вузов. Кроме того, в последние годы качество подготовки по этим предметам несколько снизилась — тут и пандемия повлияла, и другие причины. Но у нас в регионе действует программа инженерных классов, и это несколько спасает ситуацию.

Наши вошли в рейтинг

Рейтинговое агентство «РАЭКС-Аналитика» опубликовало восьмой ежегодный рейтинг школ, в котором оценивало их по количеству выпускников, поступивших в лучшие вузы России.

Новосибирская область представлена в рейтинге девятью школами, четыре из которых находятся в Академгородке. В списке из 300 школ СУНЦ НГУ занимает пятое место, уступая только ведущим московским школам. 76-ю позицию в рейтинге занимает лицей № 130, 84-ю — Инженерный лицей НГТУ. На 91-м месте — гимназия № 1, на 96-м — гимназия № 6 «Горностай». Во вторую сотню рейтинга вошла гимназия № 3 в Академгородке — 194-е место, в третью — Вторая Новосибирская гимназия — 231-е место, лицей информационных технологий на 241-й позиции, аэрокосмический лицей — на 254-й.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Эдуард Курозян, сопредседатель областного совета отцов при губернаторе Новосибирской области:
— Одна из моих дочерей учится в десятом классе. Домашних заданий у нее много — конечно, приходится помогать. Этим занимается старшая сестра. Немного облегчает ситуацию то, что сегодня можно отказаться от изучения некоторых предметов. За уроками дочь проводит по три-четыре, а то и по пять часов ежедневно. Причин тому много, например, далеко не каждый педагог может на уроке все так объяснить, чтобы ребенок сразу понял. 

Суперцентр в Верх-Туле

Новый крупнейший центр образования распахнул свои двери почти для полутора тысяч школьников к началу учебного года. Школу возвели в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

036-04-02.jpg

Масштабная образовательная организация отвечает всем современным требованиям и дает возможность всестороннего полноценного культурного, творческого и физического развития детей. По словам заместителя губернатора Новосибирской области Сергея Нелюбова, новая сельская школа сможет принять 1400 детей. Стоимость ее строительства составила 1,3 миллиарда рублей, которые выделили из федерального и регионального бюджетов. Новая школа, открывшаяся в Верх-Туле, без преувеличения, превосходит многие городские школы — здесь имеются полностью оснащенные кабинеты, есть отдельные рекреации для начального, среднего и старшего звена, столовая на 500 мест, а также два класса робототехники, биотехнопарк, швейная мастерская, литературная гостиная, современный конференц-зал и кукольный театр. В новую школу даже перенесли музей истории села, что позволит воспитывать подрастающее поколение на исторических корнях и обеспечит преемственность поколений. Важно, что площади нового здания позволяют работать в одну смену.

СПРАВКА
В 2022 году вводятся в эксплуатацию после ремонта пять школ проектной мощностью 3337 мест. Сформирована заявка на проведение капитального ремонта в 97 зданиях на 2024–2025 годы.

Ремонтные планы

Новосибирская область эффективно участвует в федеральной программе по капитальному ремонту школ: за ближайшие четыре года в регионе планируют капитально отремонтировать 125 школьных зданий.

По словам министра образования Новосибирской области Сергея Федорчука, это удалось сделать благодаря поддержке губернатора Новосибирской области Андрея Травникова и депутатов Законодательного собрания.

— В 2022–2023 годах мы ремонтируем 25 школ: 13 в этом году и 12 в следующем. В заявку, которую мы подали на 2024–2025 годы, входит почти 100 зданий, которые требуют капитального ремонта. С привлечением федеральных денег мы создаем современные условия для обучения ребят, — подчеркнул Сергей Федорчук. — Всего же в области требуют капитального ремонта около двухсот школьных зданий. Надеюсь, что действие федеральной программы продлится и после 2025 года.

Важно, что эта обширная программа включает не только капремонт и обновление школьной инфраструктуры, но и подготовку и повышение квалификации учителей по всей стране.

СПРАВКА
В 2022 году из резервного фонда правительства Новосибирской области на проведение аварийно-восстановительных работ на кровлях объектов образования выделено 28,8 миллиона рублей.

Новое поколение педагогов

В Болотнинском районе успешно решают кадровую проблему в образовании: на помощь приходит целевое обучение. В 2022 году в школы района пришли 18 молодых специалистов.

036-04-03.jpg

Елена Белаш мечтает заинтересовать своих учеников историей. Фото: VK.COM

Одна из тех, кто 1 сентября вошел в класс в новом для себя статусе, — Елена Белаш. Новоиспеченный педагог еще со школьной скамьи определилась с будущей профессией. Отучившись 11 классов и получив целевое направление, она поступила в НГПУ и получила профессию учителя истории.

— Еще сидя на уроках в Зудовской школе, я поняла, что это именно то, к чему лежит моя душа. Уже в старших классах я осознала, что больше всего хочу учить детей, преподавая уроки истории. С этой целью я и вернулась в родные края, — рассказывает молодой педагог. — Считаю, что сейчас как никогда важно, чтобы каждый знал историю нашей страны, особенно подрастающее поколение. Поэтому я хочу, чтобы ребята воспринимали меня и мой предмет не просто как должное, входящее в обязательную школьную программу, а чтобы они сами заинтересовались всем этим посредством взаимного общения. Думаю, это один из главных критериев эффективности обучения.

Накормить так, чтобы съели

Вопрос правильного питания чрезвычайно важен, но сегодняшние дети не очень-то жалуют обеды в столовых. Возможно, альтернативой будут школьные кафе, где можно выбрать блюда по вкусу?

Государство выделяет деньги на то, чтобы обеспечить горячими обедами младших школьников, а также льготников независимо от возраста. Родители тоже тратят на питание приличные суммы. Но, что греха таить, случается, что ребенок приходит из школы голодный, потому что он не любит, к примеру, кашу.

— Аппетит у детей всегда прекрасный, но культура питания все же идет из семьи и закладывается намного раньше, чем ребенок пойдет в школу, — считает директор Инженерного лицея НГТУ Маргарита Безлепкина. — Кто-то говорит: я не ем тушеные овощи, у нас дома их никогда не готовят. Но ведь это полезно. Поэтому мы совместно с родительским комитетом работаем над тем, чтобы объяснять детям, что такое правильное питание, и следим за качеством еды в школьной столовой.

Но в школьной столовой обычно нет выбора блюд: что приготовили, то и ешь. А дети в еде великие привереды. Выход нашли в новосибирском лицее № 200 — столовую тут превратили в кафе. В очереди за едой школьники теперь не стоят, выбирают блюда в автоматах. Они чем-то похожи на те, что мы привыкли видеть на фуд-кортах. У каждого ребенка есть карта, которую заранее пополняют родители. Ее нужно поднести к автомату, выбрать еду, получить талон и забрать заказ на раздаче. Причем стоимость еды осталась прежней. Чем не выход?

По мнению губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, к сожалению, не во всех школах есть условия для создания кафе. Но работать в этом направлении можно и нужно. Глава региона отметил еще один важный аспект касательно стоимости школьных обедов.

— В отношении всех муниципалитетов на региональном уровне было принято справедливое решение, к которому подтолкнула моя встреча с однопартийцами: они обратили внимание на диспропорцию в суммах питания для разных муниципалитетов и разных категорий ребят, — отметил губернатор Андрей Травников. — Конечно, это неправильно. В этом году при поддержке депутатов Законодательного собрания региона в бюджете предусмотрены дополнительные средства и на эти цели. Решение принято с учетом роста цен на продукты: мы проиндексировали базовую стоимость питания для всех школ на 26 процентов. Вместе с тем, выровнена базовая стоимость питания для всех категорий школьников.