USD 102.5761 EUR 107.4252
 

За перечнем произведений…

Наталья ИВАНОВА
Так выглядит Государственный концертный зал имени Арнольда Каца сегодня. У филармонии есть и другая площадка — Камерный зал в Доме Ленина на центральной площади Новосибирска. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Так выглядит Государственный концертный зал имени Арнольда Каца сегодня. У филармонии есть и другая площадка — Камерный зал в Доме Ленина на центральной площади Новосибирска. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Филармоническую программу составляли так, чтобы знакомить слушателей с историей русской музыки

В преддверии 85-летия со дня образования Новосибирской области газета «Советская Сибирь» обращается к своему архиву. Публикации нашей газеты за более чем 100 лет можно легко найти на сайте Новосибирской государственной областной научной библиотеки (ngonb.ru), в разделе «Периодика».

Новосибирская государственная филармония, основанная в январе 1937 года, до сих пор остается одной из ведущих концертных площадок в России. В 1956 году на базе филармонии был создан Новосибирский академический симфонический оркестр, бессменным руководителем которого до 2007 года оставался лауреат Государственной премии России, народный артист СССР, профессор Арнольд Кац. Его именем назван государственный концертный зал, который открылся в Новосибирске в 2013 году.

«Издавна известно, что репертуар во многом определяет творческий облик любого творческого коллектива, — подчеркивала газета «Советская Сибирь» еще в 1973 году. — В этом отношении первые концерты открытия филармонического сезона не представляют исключения: за перечнем произведений в программах отчетливо вырисовывались художественные устремления исполнителей.

Писать об открытии сезона всегда труднее, чем о рядовом концерте. Торжественность обстановки, ощущение начала может привести к невольным ссылкам на отсутствие должной формы, волнению и т. п. К счастью, о первом концерте симфонического оркестра Новосибирской филармонии нет необходимости говорить в таком компромиссном духе. Без сомнения, концерт удался. Вот его программа: от увертюры к «Руслану и Людмиле» Глинки через скрипичный концерт Чайковского к «Весне священной» Стравинского. Слушатель прошел вместе с оркестром через основные этапы развития русской музыки».

В статье «Первые музыкальные вечера сезона. По концертным залам» В. Калужский назвал творческий коллектив «оркестром подлинного высокого исполнительского уровня, способным решать самые сложные творческие задачи». «В коллективе музыкантов сложилось то необходимое равновесие представителей разных поколений, что принято называть сплавом зрелости и молодости и что вполне справедливо считают залогом успеха в любом деле», — комментировал автор. При этом, с точки зрения критика, оркестру, который на постоянной основе сотрудничал с представителями музыкального искусства «самого высокого класса», еще предстояло достичь «уровня академического благополучия».

КСТАТИ
На открытии сезона в 1973 году хорошие отзывы получило исполнение заслуженным артистом РСФСР, лауреатом международных конкурсов профессором М. Вайманом музыки Чайковского: «В жизни каждого известного произведения должен наступить момент, когда оно начинает звучать совершенно по-новому».

СПРАВКА
Самым значимым событием музыкального сезона 1973 года, по оценкам «Советской Сибири», обещало стать исполнение «прославленным» квартетом имени Бородина всех квартетов Бетховена.