В рамках здравого смысла
Члены аграрного комитета Заксобрания согласовали коррективы, вносимые в государственную программу охраны окружающей среды, и предложили в будущем включить в нее ряд наиболее актуальных на сегодняшний день мероприятий.
О согласовании проекта изменений в государственную программу Новосибирской области «Охрана окружающей среды» парламентариям рассказал исполняющий обязанности министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Алексей Севастьянов. По его словам, коррективы обусловлены необходимостью привести ее в соответствие с законом об областном бюджете.
Проверить состояние реки Баган
— В 2021 году общий объем финансирования программы составил 96 миллионов рублей, в том числе 67 миллионов — из федерального бюджета и почти 28 миллионов — из областного. В нынешнем году на эту программу выделено 215 миллионов рублей, в том числе 86 миллионов — из областного бюджета, — рассказал Алексей Севастьянов. — В 2022 году в госпрограмму добавлено проведение геологической разведки недр на предмет поисков полезных ископаемых, применяемых для ремонта автомобильных дорог.
Выслушав доклад Алексея Севастьянова, депутат Роман Яковлев внес предложение в апреле посетить реку Баган, на которой, как известно, некоторое время назад проводились работы по расчистке, причем с этим были большие проблемы. Парламентарий хотел бы лично посмотреть, как обстоят дела сегодня. Депутаты поддержали коллегу.
Как быть с укреплением берегов?
— Я бы хотел узнать, как продвигается дело с укреплением берегов Новосибирского водохранилища в районе села Красный Яр? — задал вопрос член аграрного комитета Анатолий Жуков. — Кроме того, у меня вопрос по Караканскому бору. На каком этапе находится работа по созданию там особо охраняемой природной территории?
Алексей Севастьянов ответил, что деньги на укрепление берегов в Красном Яре выделяли из федерального бюджета. Уже дважды были объявлены торги, но желающих заняться этой работой не нашлось — в прошлом году очень сильно подорожали строительные материалы, на некоторые позиции цены выросли на 75 процентов, а в проектно-сметной документации это никак не отражено.
— Сейчас мы рассматриваем возможность внесения изменений в ПСД, но это не сделаешь за один день. Федеральный бюджет выделял нам на укрепление берегов 200 миллионов рублей, и если мы не освоим эти средства в ближайшее время, то их просто отзовут. Но мы сделаем все, чтобы эти деньги отстоять, — заверил и. о. главы регионального минприроды. — Что же касается Караканского бора, то положение о статусе особо охраняемой природной территории уже разработано, сейчас идут согласования с минюстом. Думаю, в нынешнем году мы его утвердим.
Гербициды — зло или благо?
Содержательным и эмоциональным было выступление депутата Николая Мочалина. Стоит отметить, что он всегда близко к сердцу принимает проблемы охраны окружающей среды и неоднократно выступал, например, против увеличения норм отстрела копытных в районах области, о чем «Советская Сибирь» рассказывала своим читателям.
— Сегодня многие сельхозпредприятия используют препараты для защиты от сорняков, которые оказывают губительное воздействие на окружающую среду. В Маслянинском районе, например, исчезли сурки, практически невозможно встретить глухарей, косачей, в водоемах погибает рыба, — рассказал Николай Мочалин. — Но и в городе дела обстоят не лучше. Последнее время городские власти активно применяют противогололедные реагенты, что очень опасно. Сейчас начнется активное таяние снега, и реагенты неизбежно попадут в малые реки, а потом и в Обь. Вся рыба всплывет кверху брюхом. А в государственной программе охраны окружающей среды нет об этом ни слова.
В подтверждение слов депутата начальник Управления ветеринарии Новосибирской области Олег Рожков отметил, что последние девять лет в России никто не контролировал ввоз гербицидов и пестицидов. Таким образом, ввозить можно было все что угодно. Понятно, что при таком положении дел мало кого волновала экологическая составляющая. Но с нынешнего года функции контроля возложили на Россельхознадзор — возможно, теперь ситуация изменится.
Браконьерам — бой!
Николай Мочалин отметил и другие негативные моменты. По его словам, в области по-прежнему практически ничего не делается для сохранения охотничьих ресурсов. Некоторое время назад по распоряжению губернатора Андрея Травникова на эти цели было выделено 150 миллионов рублей для приобретения специальной техники, и на этом все.
— Вызывает тревогу и состояние биоресурсов Новосибирского водохранилища. Там сегодня сложилась критическая ситуация. Водохранилище опутано километрами брошенных сетей, рыбу ловят сетями и тралами, хотя это запрещено, а налогов не платят. В последние годы рыбы стало заметно меньше, общественники требуют запретить ее варварский вылов, но в программе этого нет, — отметил Николай Мочалин. — Думаю, нам следует провести совещание, посвященное состоянию рыбных запасов, с привлечением всех заинтересованных лиц. Пора вводить самые строгие меры — например, жестко штрафовать за продажу рыбы меньше установленного размера.
В конце своего выступления депутат обратился к коллегам с предложением подумать о качественных изменениях программы охраны окружающей среды.
— Я предлагаю согласовать проект изменений госпрограммы «Охрана окружающей среды». Но я также считаю, что эту программу нужно переработать с учетом здравого смысла и сегодняшних реалий. Думаю, нам нужно предложить минприроды доработать программу с учетом предложений депутатов, а предложенные изменения рассмотреть на следующем заседании комитета, — подвел итог дискуссии председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Денис Субботин.