Бабушка Пчела
Ирина Ивановна выглянула в окно — просто золотой день осени! Солнечно, тепло, сухо. Надо спешить в огород, копать картошку. Дочь Лида скоро придет, конечно, как обещала. Но время-то может уйти! Вдруг дождь зарядит. Дочка, ясное дело, будет недовольна, но…
Бабушка Ира о том и не думала. Собралась с максимально возможной для себя скоростью. «Работа же ждет!» — радостно колотилось сердце. Трудиться, да еще на земле — большего удовольствия она и не знает.
Найдя старушку на огороде, ее дочь Лида только вcплескивает руками: «Мама, тебе же нынче 89 лет будет! Забыла, что ли?!» Ну не может Ирина Ивановна Пчела без дела!
Всегда быть полезной и никогда ничего не бояться ее научила жизнь. Чем только не занималась с юности, когда перебралась родительская семья из Ракит в Ярки! Малая деревенька Ракиты, где родилась, ютилась с Ярками по соседству. Было в ней две улицы, но не имелось рядом воды. Поэтому во время укрупнения хозяйств, когда сельхозпроизводство активно развивалось, государство по понятным причинам сделало ставку на Ярки — здесь есть речка. А Ракиты исчезли с карты района. Но в сердце Ирины Ивановны как малая родина, где прошло детство, хранятся крепко. А пахать, боронить, доить — быть полезной где угодно можно, правда? Она и старалась.
Послали ее раз с другими девчатами в лес за дровами для общественных нужд. На конях, само собой. Да попали они в такую метель — света белого не видно, только ветер и снег! До деревни далеко, а погода, чувствуется, меняется: идет на смену метели жгучий мороз. Одеты дровосеки были так себе — в середине прошлого века в изобилии той одежды не имелось, всякий слышал о нуждах послевоенного времени. Две девушки ушли вперед помощь звать. А Ирина с подругой пробираются сквозь непогоду, лошадей берегут, держат под узцы. Но не выдержал и гужевой транспорт: распряглись лошади да исчезли в темноте. Страшно девчатам, но духом стараются не падать — песни поют. Вокруг тьма и вой ветра. Где они — не узнают в ночи тех мест.
Вдруг из метели — мужик! Глаза «прибавил», рот от удивления открыл. Оказалось, переписчик идет из родного села, сделал свое дело. Значит, близко до Ярков. Следом, как в кино, их бригадир: лошади явились, а работниц нет! Встревожился мужик, пошел искать. Так счастливо для них все закончилось. Живы остались. В порядке и дрова: топливо потом из леса вывезли. А все благодаря песне и правилу — никогда ничего не бояться. Человеку такое по силам, чего он сам не ведает.
Эта история из юности осталась в памяти Ирины Ивановны Пчелы навсегда. За девять десятилетий, прожитых на свете, всякое бывало. Шустрая, бойкая, рассудительная Ирина счастливо вышла замуж. Красива была, косы в руку толщиной! Вот и портрет супругов всегда перед глазами — светится радостью семья. О том, что любили они друг друга крепко, искренне, лучше всего расскажут дети. Их родилось четверо. А сегодня уже девять внуков, 19 правнуков и один праправнук Саша подрастает. Ирина Ивановна Пчела — человек по-настоящему счастливый. От земли старалась не отрываться, с нее и кормились.
Торопилась бабушка Пчела только на работу. С одним желанием — хорошо ее сделать. Трудилась она в зрелом возрасте на ярковской ферме, заботилась о молодняке. На работу ездила на велосипеде. Чтобы быстрее было. Обычно мчит Ирина Ивановна, не оглядывается! Как-то видит, знакомый машет руками: мол, стой. Подъехала, встала, оглянулась… А за великом бежит ягненок — ее «воспитанник»! Никак не хочет расстаться с «человеческой мамой», до самого села сопроводил. Смеялись тогда, конечно, долго. Но знали односельчане на полном серьезе: лучше работницы, чем Пчела, еще поискать!
Родиться Ирине Пчеле, тихой, но настойчивой победительнице житейских печалей и невзгод, довелось 9 мая. День Победы 1945-го помнит, будто случился он вчера. 12-летней школьницей была, когда услышала: война окончилась! Рассказывает, устремив вдаль и теперь вмиг повеселевшие глаза: «Мы, ребята, все бросили и побежали к почтальонке. В селе-то она самым главным по новостям человеком считалась. Оказалось, правда победили. Вот радости-то было!»