Для кого права на вождение сродни праву на свободу?
Где учатся водить машину курсанты единственной автошколы для инвалидов и чем она отличается от остальных, кроме того что бесплатная
В Новосибирской области работает единственная в Сибири автошкола, которая, исполняя государственное задание, обучает вождению инвалидов с дальнейшей выдачей прав категории В. В коммерческие автошколы людей с ОВЗ, увы, не принимают, поэтому в Новосибирск едут учиться даже из других регионов.
Проект «Автошкола для лиц с ограниченными возможностями здоровья» работает в Новосибирской области с 2002 года. Учреждение, где обучают вождению людей с особенностями здоровья, курируется министерством труда и соцразвития Новосибирской области. В 2021 году здесь по государственному заданию запланировано подготовить 65 водителей. И 22 человека уже получили права. По словам Виктора Аверченкова, исполняющего обязанности директора областного комплексного центра социальной адаптации граждан, инвалиды учатся с бОльшим рвением, ответственнее учатся.
— Для них получить права — это как доказать всему миру, что они ничем не слабее других, — поясняет он.
Ситуация на дорогах сейчас очень сложная. По статистике, в ДТП погибает около 30 тысяч человек в год, говорит руководитель центра.
— Вспомните Афганистан, сколько у нас за десять лет погибло? Около 15 тысяч военнослужащих. А на дорогах — за год в два раза больше. Это говорит о качестве преподавания и подготовки водителей, — уверен Виктор Аверченков.
И с ним трудно не согласиться. Об этом же с возмущением пишут наши читатели — опытные автомобилисты. Им есть с чем сравнивать, даже с учетом того, что машин на дорогах в разы прибавилось, ведь речь идет не о пробках, а о нарушении элементарных правил дорожного движения, причем грубом.
Посетив специальную автошколу, мы, так вышло, говорили не только о самой школе, ее преподавателях и курсантах, но и о качестве подготовки водителей в целом.
Кто здесь учит
В автошколе для лиц с ОВЗ все преподаватели имеют высшее образование, в том числе педагогическое, и спецподготовку. В штате — инструкторы по вождению, преподаватели ПДД и сурдопереводчик, который с помощью жестового языка помогает выстраивать коммуникации с учениками, имеющими ограничения по слуху. В коммерческих автошколах далеко не все инструкторы вообще имеют какое-либо образование.
— Да, в коммерческих автошколах с кадрами действительно беда. Не забывайте, что мы государственное предприятие, у нас такое не пройдет. У нас серьезный контроль, — подчеркивает руководитель. — Люди здесь работают самоотверженные, по призванию, а не за зарплату — в среднем от 30 до 40 тысяч. И то только в этом месяце я ее смог повысить.
Для сравнения: в коммерческих автошколах инструкторы могут получать в два раза больше.
— В том-то и дело. Когда подготовка курсанта становится на коммерческие рельсы, сразу же падает качество, — считает Виктор Аверченков. — Потому что, когда в голове только деньги, это очень плохо.
А у инструктора, да и у самой коммерческой структуры, в таком случае только один мотив — не подготовить водителя, а больше заработать. И плюс за этим нет никакого контроля со стороны.
На чем учат и зачем?
На каких автомобилях учат людей с ОВЗ и каковы перспективы сдавшего на права курсанта школы для инвалидов?
Сейчас в автопарке учреждения пять специализированных машин, две из которых с ручным управлением и предназначены для маломобильных граждан.
Учебный класс оборудован симулятором, на котором начинающие водители отрабатывают знание правил дорожного движения и навыки вождения. Фото: Светлана Фролова
— Наличие собственного профессионального автодрома позволяет на практике осваивать водительское мастерство. Отмечу, что многие из ребят, получив водительское удостоверение, решили вопрос с трудоустройством и успешно работают в службах такси или экспедиторами, — рассказал заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области Владимир Машанов.
В этом году автошкола открыла дополнительное отделение в Карасукском районе, что позволило учреждению увеличить количество обучающихся и сделать данную услугу более доступной для людей с инвалидностью. Теоретические занятия проходят онлайн, в формате видеоконференции, а практику особые ученики из Карасука отрабатывают на собственном автодроме.
Главное не бояться
Учатся в автошколе утром, вечером и по программе выходного дня. Занятия проходят два-три раза в неделю в течение полугода. Люди с инвалидностью по слуху сидят на первых рядах, колясочники — за задними партами.
Преподаватель теории Наталья Брук по образованию юрист, работает здесь уже четвертый год. Сейчас в школе 19 групп, в каждой — 19–20 человек.
— У нас обучаются люди с разными ОВЗ, — рассказывает она. — Кстати, хочется похвалить: ребята-колясочники — самые ответственные, всегда учатся у меня на пятерки, ошибок не допускают. Что касается ребят глухих или слабослышащих, им, конечно, сложнее. То, что я говорю, они читают по губам, потом смотрят на сурдопереводчика. Многое зависит от ответственности ученика. А вообще теорию у нас с первого раза сдают 95 процентов. Но у некоторых курсантов бывают психологические проблемы — например, ступор во время экзамена. Мы их настраиваем, объясняем, что с первого раза вождение могут сдать единицы и нужно быть просто к этому готовым.
Раньше Наталья Брук преподавала в коммерческих автошколах, сейчас у нее свой бизнес. А в автошколе для лиц с ОВЗ работает по призванию.
— Инвалидов в коммерческих школах, где я преподавала, не было никогда. Почему коммерческие школы ими не занимаются? Потому что это сложно. Для этого нужно иметь автомобиль с ручным управлением — в таких школах их нет, не говоря уж о сурдопереводчике, — объясняет преподаватель.
Курсант Виктор Некрасов передвигается на инвалидной коляске. Он посещает автошколу несколько раз в неделю. Добираться до улицы Жуковского, где находится центр социальной адаптации, ему приходится с Родников, а это для колясочника непросто. Виктор рассказал и о других проблемах, связанных с доступной средой, которую в мегаполисе создают и все никак не могут досоздать.
— Живу на четвертом этаже, дом у нас построен еще в 90-е, часто ломается лифт. Старые дома в принципе не предназначены для людей на колясках. Подняться на четвертый этаж без посторонней помощи вообще нереально, — сетует Виктор. — Еще большой вопрос возникает с парковками для инвалидов. Возле развлекательных центров, например, они есть, а во дворах у нас на Земнухова ни одного парковочного места для инвалидов, хотя положено не менее 10 процентов. А вот трудностей в обучении я не боюсь. И вообще, главное — не бояться. Все достижимо. Требуются только упорство и стремление.
За правами — из Кемерова
Юлия Тропина приехала из Кемеровской области: узнала в Интернете, что есть такая школа. И даже осталась здесь жить, буквально влюбившись в Новосибирск.
Юлия преподает мировую художественную культуру, работает в школе № 152, где тоже обучаются дети с ограниченными возможностями. В автошколе она проходит обучение на машине с ручным управлением. Много лет назад эта молодая, красивая женщина получила тяжелую травму позвоночника.
— Возможно, в будущем я не смогу уже управлять ногами. Большое счастье, что есть машины, которые дают возможность для таких, как мы, быть мобильными и свободными. В Сибирском регионе Новосибирск — единственное место, где можно пройти такое обучение, — говорит Юлия. — Понимаю, что на дороге встречу много сложностей, но я уже «вышла в город», и, пожалуй, самыми сложными для меня были правый поворот и разворот в потоке. Но мне не было страшно — я борец по жизни. Сейчас жду экзаменов, они будут в ноябре. Пожелайте мне удачи!
Главное — не сколько учился, а как
Насколько легко получить права человеку с инвалидностью? Бывают случаи, когда будущие автолюбители с ОВЗ идут к заветным корочкам не полгода, а долгих два года. Но в конце концов все-таки их получают.
— Был у нас такой курсант, два года не мог права получить, — вспоминает Виктор Аверченков. — Представляете, какая сила воли у парня? У человека физические, физиологические проблемы, но он зарубился, говорит: «Сделаю все возможное и невозможное, но выиграю». Понимаете, насколько он замотивирован? Тут ведь и обычные люди, бывает, сдаются.
Это точно. В ГИБДД немалый процент курсантов любых автошкол с первого раза не сдают теорию, не говоря уже об экзамене на вождение. Некоторые годами ходят по кругу. Не хватает мотивации или знаний и навыков? В советское время, чтобы получить водительские права, учились год, после службы в армии — полгода.
А еще в современных автошколах практически выброшено из программы теоретического обучения ознакомление со строением машины.
— На сегодняшний день автолюбители на 99 процентов не разбираются в том, как автомобиль устроен, — сетует Виктор Аверченков. — Впрочем, эти знания актуальны, лишь пока используется механическая коробка передач. Когда все перейдут на электронику и микрочипы, наверное, водитель окончательно превратится в «прокладку» между рулем и сиденьем.
Сейчас главная функция водителя — грамотно вести машину, уметь принимать за рулем адекватные и безопасные решения. И тут неважно, есть у него какие-то особенности здоровья или нет, все должны быть одинаково предельно аккуратны.
КСТАТИ
Получить дополнительную информацию об обучении в автошколе и записаться на курсы можно по телефону учреждения (383) 308-44-01.