USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Время уносит всё, но память должна жить вечно


Три года назад газета «Советская Сибирь» опубликовала мою статью под названием «Вернулся я на родину». В ней я писал, что уже много лет живу на Дальнем Востоке, но всю жизнь меня тянуло посетить места, где прошли мои детство и юность.

Моя малая родина — бывший совхоз «Ояшинский», переименованный в настоящее время в поселок Широкий Яр. Здесь похоронена моя мать. Два года назад я приезжал сюда поклониться ее праху. Но равнодушное время, а прошло уже более пятидесяти лет, стерло с лица земли все признаки ее захоронения. «Какое кощунство!» — подумал я тогда. Так не должно быть. Необходимо восстановить память о моей матери. Решение поставить памятник, пусть даже символический, созрело сразу, и я снова отправился в дорогу.

Путешествие на поезде — лучшая возможность наблюдать за жизнью других людей и смотреть, что там мелькает за окном. А там неприглядная картина с деревянными домишками, обнесенными дощатыми заборами. Но хуже всего брошенные дома — то тут, то там смотрят они пустыми глазницами окон. Кое-где — ставший уже привычным разноцветный сайдинг. Но он лишь напоминает о том, что Россия теряет свою самобытность.

Но пейзаж за окном быстро меняется, как только поезд подходит к областному центру. Высотные дома вздымаются к небу. Пестрая реклама раздражает своей назойливостью. Но вот наконец остановка, и пассажиры вываливаются из вагонов подышать свежим воздухом. Сидящие напротив меня попутчики наводят на неожиданную мысль: откуда у нас взялось столько полных, толстых и просто тучных людей? Если это не наследственность или физиологические причины, то в чем проблема? Бесспорно, все проблемы находятся в нашей голове, а жизнь сегодня приобретает все больше физиологический, нежели духовный характер. И тут все зависит от мотивации. Если она состоит в том, чтобы сладко поесть да мягко поспать, то привес обеспечен.

Три дня и три ночи позади. С волнением произношу: «Здравствуй, Новосибирск, такой далекий и такой близкий!» Выхожу из вагона и растворяюсь в толпе. Новосибирск мне знаком с детства. Мы жили всего-то в восьмидесяти километрах от главного города Западной Сибири, часто приезжали сюда за покупками, и, чтобы не потеряться, я крепко сжимал мамину руку. Время уносит все, стирает с земли города, поворачивает вспять реки, глобально меняет климат. Но память человеческая, вопреки всему, должна жить вечно.

Я стою в центре сельского кладбища. Звенящую тишину нарушают сладкоголосые птицы. Я оглядываюсь по сторонам и с удивлением замечаю, что молодых людей похоронено больше, чем пожилых. Как много могил… Я оглядываюсь по сторонам и наконец нахожу место, чтобы установить памятную стелу. Текст на ней гласит, что здесь покоится женщина, прожившая на земле всего-то 54 года от роду, Логуненко Мария Григорьевна. Вечная ей память!

Сергей Логуненко, г. Зея, Амурская область