USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Почему нам очень нужны ресурсные классы

Эльвира НОВИКОВА
В феврале 2020 года школа № 217 Кировского района Новосибирска открыла свои двери для четырех учеников с аутизмом. В школе реализована модель обучения «ресурсный класс» с использованием методик АВА-терапии. Фото: pixabay.com
В феврале 2020 года школа № 217 Кировского района Новосибирска открыла свои двери для четырех учеников с аутизмом. В школе реализована модель обучения «ресурсный класс» с использованием методик АВА-терапии. Фото: pixabay.com

Помощь государства семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, должна стать более эффективной

Заместитель председателя Совета депутатов города Новосибирска (депутатское объединение «Единая Россия») Николай Тямин и депутат Государственной думы от «Единой России» Виктор Игнатов инициировали обсуждение острой темы на круглом столе с привлечением экспертов, представителей власти, депутатского корпуса и родителей.

Открывая круглый стол, депутат Николай Тямин рассказал, что уже много лет добивается создания ресурсных групп и классов в детсадах и общеобразовательных школах.

Что это такое, как работает

Ресурсные классы — специальная образовательная модель, которая предполагает инклюзивное и индивидуальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.

— В этом большая потребность, — объяснил депутат Николай Тямин. — В Новосибирске есть специалисты, которые готовы заниматься с такими детьми. На создание ресурсных классов потребуется двойное финансирование по сравнению с обычными классами. И это можно было бы решить в рамках нацпроекта «Образование». Необходимо сформулировать предложения и внести их осенью в правительство Новосибирской области, чтобы их учли при формировании бюджета на 2022 год. Мы уже создали рабочую группу, которая взаимодействует с родителями детей-инвалидов и учитывает их мнение.

Николай Тямин уже более 20 лет занимался вопросами социальной сферы, не понаслышке знает, как тяжело приходится родителям детей-инвалидов, какие у них проблемы и насколько сложно их решать.

 

— Родители обращаются к власти, ходят по кабинетам, — подчеркнул депутат. — Они говорят, что чиновники на словах с пониманием относятся, но никакого движения нет и реальных решений не принимается. Когда я в горсовете возглавлял комиссию по социальной политике и образованию, мы вместе с моим коллегой депутатом Игорем Атякшевым два года занимались именно такими семьями. Самое важное, как считают родители, именно социализация и образование детишек с проблемами здоровья.

Участники круглого стола поблагодарили депутатов Николая Тямина и Виктора Игнатова за инициативу и подтвердили, что накопилось большое количество обращений с просьбой создать ресурсные классы для детей с особенностями развития в общеобразовательных школах. Это поможет социализации детей-инвалидов.

Причем примеры есть. Представитель школы № 217 Кировского района рассказала, что их ресурсный класс посещают шесть человек, с сентября присоединятся еще двое детей.

Выстроить непрерывную систему

Развитием, социализацией особенных детей необходимо заниматься с раннего возраста.

Председатель общественного регионального фонда «Общее дело» Елена Спасских рассказала на круглом столе, что в Новосибирске при специальной (коррекционной) начальной школе № 60 «Сибирский лучик» создана дошкольная группа, которая, по ее словам, находится на полном финансировании родителей. Понятно, что родительский карман — весьма ограниченный и непостоянный ресурс. Нужны системные решения.

— Необходимо создать непрерывную систему образования для детей-инвалидов — дошкольные группы, классы в школах, а потом дать возможность получить профессию, — подчеркнула Елена Спасских. — Например, мы создали «Школу особенного блогера», где успешно занимаются подростки. Сейчас планируем обратиться в региональные ведомства — министерство труда и социального развития, мин­образования.

Председатель областной организации Всероссийского общества инвалидов Игорь Галл-Савальский считает, что у нас до сих пор «не выстроена система, которая обеспечивает непрерывность и эффективность образования инвалидов».

— Необходим индивидуальный подход в соответствии с реабилитационным потенциалом каждого ребенка, — говорит Игорь Галл-Савальский. — Критерий — максимальное встраивание человека в социально-экономическое пространство. Из-за несогласованности действий госструктур бывают обидные курьезы. Как, например, в Бердске по иску прокуратуры построили три пандуса к школам, потратив 1,5 миллиона бюджетных денег. А входная и остальные двери остались узкими, колясочники не могут проехать.

Председатель общества «Даун-синдром» Татьяна Есипова предупредила:

— Модели классов должны быть разными, ведь дети с разными нозологиями (болезнями. — Прим. авт.), истории развития отличаются. Должно быть финансирование, а школа пусть сама определит, какой именно класс нужен, в зависимости от количества детей с тем или иным недугом.