Главное не упустить
Надежда Болтенко: «Метод запретов не приведет никуда. Закрываем одну дверь, ребенок найдет другую. И кто ему откроет эту дверь?»
Вы читали, наверное: «Они сытые и хорошо одетые». Почему же и против чего они протестуют?
Во все времена подростковый нонконформизм зрелыми людьми воспринимался с негодованием: «Пора, пора заняться их воспитанием!» Кажется, мы это уже проходили много раз, в разные времена. Наш детский омбудсмен тоже ставит во главу угла воспитание, но она категорически против категоричных запретов и репрессивых педагогических мер. И вот почему.
Надежда Болтенко, региональный уполномоченный по правам ребенка, повторяет: здоровая нравственная и психологическая среда для развития подростка так же важна, как и здоровый образ жизни, и качественная медпомощь, и современное образование.
Создать инфраструктуру — еще не все
Те изменения, которые сегодня происходят, на первый взгляд не всегда напрямую направлены на молодежь. Но косвенно все влияет на ее будущее. Когда мы говорим о детях, мы, наверное, должны иметь в виду не только садик и школу, детские кружки, секции и лагеря отдыха. К примеру, вся история с модернизацией здравоохранения, начиная со строительства ФАПов на селе и заканчивая новым перинатальным областным центром, медучреждениями, где оказывается высокотехнологичная помощь, — все это в совокупности связано со здоровым рождением человека, эффективным медицинским сопровождением его в течение всей жизни, где бы он ни проживал. Важно это для поколения молодых и будущих граждан?
«Десятилетка детства» — национальная стратегия, которая учитывается во всех госпрограммах. Кстати, первый этап реализации стратегии, 2018–2020 годов, завершен.
— Это и все, что связано с физической активностью молодежи, — продолжает Надежда Болтенко. — Новые спортобъекты, которые появляются у нас, — и большие проекты, такие как волейбольный центр и строящийся ЛДС, и малые, в том числе новые спортплощадки во дворах новых микрорайонов, — создаются для молодежи, для тех, кому жить в Новосибирской области, в России. На развитие новых поколений наших граждан направлено и расширение сети дополнительного образования, учреждений культуры. Чтобы те, кому интересны робототехника или занятия вокалом, имели возможность раскрыть свои таланты хоть в городе, хоть на селе. Поэтому создаются «Точки роста», открыт «IT-куб» и многое другое. Все это в совокупности — условия для комфортного развития. Но это далеко не все. Скоро будет два года, как я вступила в должность уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области, постоянно встречаюсь с родителями и понимаю, сколько есть проблем, связанных вовсе не с удовлетворенностью инфраструктурой или доступностью тех или иных услуг, а именно с воспитанием.
Метод запретов не приведет никуда
Надежда Болтенко в январе получила довольно много обращений от родителей по поводу несанкционированных акций: взрослых не устраивает, что их детьми манипулируют.
— Дети, даже если им 16 лет, еще психологически незрелы, политически не подкованы, — считает омбудсмен. — Кто-то получил от постороннего человека больше внимания, его увлекли, заинтересовали, поэтому он пошел на шествие. Другой — просто из любопытства. В этом направлении нам всем нужно работать. Неслучайно глава нашего государства в своих посланиях, говоря об образовании, всегда проводит параллель с воспитательным процессом. Я напомню, введена доплата учителям за классное руководство. Вводится в школы такая фигура, как советник по воспитательной работе, усиливается роль социального педагога, школьного психолога. Задача — объединиться с институтом семьи, а это не только мама и папа, но и все взрослые люди, с которыми сталкивается ребенок, и тренеры секций, и педагог дополнительного образования. Мы все видим ребенка, его настрой, обсуждаем, чего ему не хватает, очень деликатно находим подход к каждому несовершеннолетнему. Не с позиций запретов, а в диалоге, во внимании к нему и его увлечениям. Метод запретов не приведет никуда. Закрываем одну дверь, ребенок найдет другую. И кто ему откроет эту дверь?
Если неинтересно — дальше бесполезно
Надежда Николаевна даже затруднилась подобрать слово, которым назвать людей, призывавших подростков к участию в несанкционированной акции, то есть в действиях, которые заведомо противоправны. В 16–17 лет человек еще не в полной мере осознает свои поступки, потому и считается, что он несовершеннолетний.
— Речь идет о старшеклассниках, студентах колледжей. Они уже и не детки, чтобы их за ручку водить, но и опыта жизненного не имеют, психологически неустойчивы, доверчивы, ранимы. Чтобы с ними работать, нужно понимать: никакие лекции не пройдут. Первые три — пять слов, и дальше, если им неинтересно, бесполезно продолжать разговор. Надо учитывать и какая семья, что у родителей в приоритете, все до малейшего нюанса.
Надежда Болтенко вспоминает, как буквально несколько дней назад участвовала в открытии детского сада в Криводановке. Интересную фразу сказала заведующая, демонстрируя оснащение кабинетов: «У нас в кабинете психолога чаще всего бывают не столько дети, сколько родители». Воспитатели видят ребенка в детском саду, родители — дома. Они должны объединиться, чтобы понять, как помочь конкретному малышу адаптироваться в группе.
— Наверное, можно взять такой же подход и применить в процессе адаптации уже взрослеющего подростка к самостоятельной жизни, готовить его к принятию серьезных решений. На 14–17-летних людей направлен колоссальный поток информации, в основном из Интернета, социальных сетей. И они способны весь этот массив поглощать. Нужно эту сверхспособность направить на образование, творческое развитие, построение устойчивого жизненного пути.
«Это нормальные парни, готовятся к армии»
Надежда Николаевна встречалась с несовершеннолетними участниками митинга 31 января, которые были задержаны. Омбудсмен с каждым из ребят поговорила и уверена в их будущем.
— Практически все хорошие ребята, учатся неплохо, начитанные, занимаются спортом. Их вовремя не отвлекли, оставили какие-то моменты без внимания. Они приехали с ОбьГЭС из любопытства: что за движуха? Нормальные парни, готовятся к армии. Единицы окончили девятый класс и не смогли куда-то поступить — их в разы меньше тех ребят, кто вполне благополучен и успешен.
Возвращаясь к методам воспитания, Надежда Болтенко предостерегает от назидательной манеры. Да — на основе жизненного опыта.
— Просматривая фильм или статью в Интернете, мы должны быть с подростком в диалоге, уважать его мнение и позицию — он имеет на это право. Почему они идут на митинг? Заявить о себе: я есть, у меня есть мнение! Значит, его мнение никто в близком кругу не хотел выслушать. Мы должны донести собственную мысль доходчиво и просто на примере успеха. Ведь дети мечтают быть благополучными и успешными, верно? Это может быть личный успех родителей. Есть отличные примеры наставничества, волонтерства, надо показать этих людей: кто они, чем они интересны подросткам? И показать эти примеры нужно детям, которые сегодня ни в какое полезное молодежное движение не вовлечены. Нельзя их упускать, это наше будущее.
Омбудсмен уверена: несмотря на колоссальное давление извне, именно от психологического климата внутри семьи зависит многое в судьбе подростка. Часто взрослые слишком увлечены удовлетворением собственных амбиций. Например, в процессе развода родители не думают о чувствах ребенка, занимаются дележкой имущества. Это оборачивается психологической травмой. Впрочем, как и постоянные скандалы в семье. Детсадовские психологи не зря с головой погружены в эту проблему.
Помогите не только материально
Есть и другая сторона: попытка общества репрессивно влиять на поведение родителей, которые не могут уделить «должного внимания» детям. Неслучайно возник активный протест по поводу ювенальной юстиции — страх перед репрессиями. Мы все наверняка встречались с осуждением многодетной матери-одиночки, которая, по мнению соседей или учителей в школе, безалаберно ведет хозяйство, не помоет лишний раз посуду и не готовит на обед первое-второе-третье. И вот уже к ней идет проверка…
— Здесь нужен деликатный подход, — уверена Надежда Николаевна. — Многодетная мама может не успевать заниматься уборкой, но дети чувствуют себя рядом с ней уютно, они любимы. Значит, нужно искать другой выход. Такой маме нужно помочь не только материально, но и, к примеру, закрепить за ней социального помощника. Мы сейчас работаем в этом направлении. Общество должно объединиться не против чего-то, а за ту или иную категорию людей, чтобы не наказать, а помочь. И это тоже процесс воспитания на собственном примере, как относиться к чужой, на первый взгляд, проблеме.
Совсем иной смысл, и это гораздо сложнее. Так же с Десятилетием детства. Наверное, проще было бы наметить некую программу «10 шагов», сделать эти шаги и успешно отчитаться. Но смысл Национальной стратегии действий в интересах детей — охватить все стороны жизни, даже те, которые касаются благополучия и благосостояния всей нации, потому что сегодняшние дети — это будущие взрослые, родители, педагоги, врачи, специалисты всех отраслей экономики. Каким будет мир вокруг детей — дружественным и комфортным или репрессивным, чуждым и жестоким? Ответ на этот вопрос зависит не только от стратегии. От каждого из нас.
СПРАВКА
В план реализации Национальной стратегии в интересах детей «Десятилетие детства» в Новосибирской области вошли 14 направлений, в том числе: повышение благосостояния семей с детьми, создание современной инфраструктуры детства, безопасность, в том числе информационная, оздоровление и лечение, социальная поддержка детей-инвалидов, всестороннее доступное образование, физическое и культурное развитие детей и многое другое.