В «центре полётов» новой посевной
Как Краснозерский район чинит сельхозтехнику и хранит удобрения и почему именно здесь отчасти формируется будущее нового урожая
На минувшей неделе региональный министр сельского хозяйства Евгений Лещенко вместе с журналистами отправился в один из хлебных районов области, чтобы на месте оценить процесс подготовки к весне.
Делегация посетила цех по производству карбамидно-аммиачных смесей, ознакомилась с технологией хранения удобрений и процессом их доставки. Интересно было увидеть, как готовится к сезону сельхозтехника и на чем механизаторы очень скоро выйдут в поле.
Сколько не хватает тракторов?
Готовь сани летом, а трактор — в феврале. По такому принципу живут инженеры мастерских «ЭкоНивы-Сибирь», где идет подготовка сельскохозяйственной техники. Ее везут сюда со всей области. По словам инженера сервисного центра Алексея Сущенко, за зиму в этих стенах обслуживается до 20 машин. Чаще всего из строя выходят двигатели, ходовая часть.
— Сейчас я собираю двигатель трактора после капитального ремонта, — рассказывает Алексей, который знает всю историю этой машины из Баганского района, которая находится в его мастерской на плановом обслуживании.
В эксплуатации трактор с 2011 года. После ремонта он сразу отправится в поле — сначала прибивать влагу, а затем уже и сеять.
— До 1 апреля планируем выпустить всю технику, которая у нас есть, — говорит Алексей.
За восемь лет, столько он работает здесь, в мастерской обслужили более 110 сельхозмашин. И это только зимой, не считая тех ремонтов, которые приходится делать летом.
Нам показалось, что техники в ремонте как-то маловато... Руководитель сервисного центра Денис Кондратьев подтвердил, что по области действительно ощущается серьезная нехватка тракторов — требуются десятки тысяч. А вообще в распоряжении аграриев региона сейчас около девяти тысяч таких машин.
— У нас есть тракторы, которые имеют ресурс 20–25 тысяч мото-часов. У самого первого трактора, который мы поставили в племзавод «Ирмень», выработка составляет 23 тысячи мото-часов, если не ошибаюсь. Он первый раз встал на капитальный ремонт. На сегодняшний день половину из того, что у нас в обслуживании, нужно менять на новое. Почти всей технике лет по десять, это очень много. А нагрузка растет, ведь хозяйства увеличивают посевные площади. В целом современная техника может ходить с плановым обслуживанием десять лет, — уточнил Денис Кондратьев. — Плановый ремонт мы рекомендуем делать, ориентируясь на отработанные мото-часы. Задача — чтобы техника не встала в полевой сезон.
По словам министра сельского хозяйства Евгения Лещенко, в области 72 процента сельхозмашин — уже за пределами срока эксплуатации.
— Это сервисный центр одного из дилеров. Аналогичные центры есть практически у всех дилеров, поставляющих технику аграриям нашего региона. Два ремонтно-технических предприятия функционируют в Багане и Сузуне. Работают 280 мастерских сельхозпредприятий нашей области. Все это позволяет своевременно подготовить технику и провести все полевые работы в оптимальные агротехнологические сроки, — сказал министр.
Как космос пришел в село
Начнем с того, что у каждого инженера есть прямая телефонная связь с механизатором, эксплуатирующим технику. В этом, конечно, нет ничего инновационного — мобильная связь позволяет. Фокус в том, что современные машины можно диагностировать удаленно, через спутник.
— Мы можем подключаться к ним даже тогда, когда они работают в поле, — разумеется, с разрешения хозяина техники, — говорит Денис Кондратьев. — Видим, что с агрегатом не так, все ошибки — на мониторе. Поэтому при необходимости звоним и корректируем вместе с механизатором. Примерно раз в три года машина возвращается к нам в сервисный центр на сложный ремонт.
Евгений Лещенко напомнил: впервые системы телеметрии, то есть дистанционной диагностики через спутник, были применены в космических технологиях.
— Сейчас телеметрия применяется в последних образцах техники не только импортной, но и российского производства, — подчеркнул министр. — Сервисная служба видит по показателям, которые поступают дистанционно с каждого из агрегатов, в каком состоянии те или иные узлы технического устройства. Инженер принимает решение о необходимости ремонта, устранении неполадки. Более того, система заранее предупреждает о возможности возникновения той или иной неисправности. В этом коренное отличие от тех технологий, которые существовали даже десять лет назад, — космос пришел в село.
Денис Кондратьев сетует, что сейчас нигде пока не учат на операторов телеметрии. Но в мастерских предприятия есть специалисты, которые отслеживают информацию о работающих на полях машинах.
— Центр управления тракторами — как в фильме «Дело было в Пенькове». Еще в 1957 году это планировали. И вот 15 лет назад мы попробовали. А сейчас уже механизаторы не хотят без телеметрии работать, — улыбается Денис Кондратьев.
И это понятно: техника дорогая, лучше ее мониторить в процессе, заранее знать, что она уже на пределе возможностей, а не по факту получить доведенный до ручки агрегат.
Без удобрений — никуда
Краснозерский район известен своими земледельческими хозяйствами. Среди них выделяется «Рубин»: урожаи зерновых у него стабильно высокие. В том числе и потому, что здесь используют только элитные семена. А чтобы зерно падало в землю не абы какое, а самое лучшее, его исследуют на анализаторе, в собственной лаборатории. Здесь проверяется каждая партия зерна — на влажность, клейковину, протеин. Импортный анализатор — дорогой, из Дании — используют второй год. А до этого проверяли вручную.
По словам заведующей лабораторией Ирины Рябцевой, с появлением анализатора время проверки сократилось с 40 минут до 30 секунд. Здесь можно протестировать любую культуру, в том числе рапс. Последние два года площади под него сокращались, а в этом году планируется возвращение его на прежние позиции. «Рубин» производит около 50 тысяч тонн зерна в год.
Семена — около 36 тысяч тонн — хранятся в специальных ангарах, на складах, оборудованных вентиляцией. Когда к ним подходишь, слышишь грохот «выстрелов» — так отгоняют птиц.
Недалеко от хранилища — железная дорога. Доставкой удобрений железнодорожным транспортом занимается компания «Секвойя». На рельсах возвышается редкое чудо техники — локотрактор. В нашей области таких всего два или три, говорит Александр Гросуль, коммерческий директор ООО «Рубин».
Вот разгружают аммиачную селитру и аммофос — два вида удобрений. Вагоны двигает локотрактор. А еще он может, например, чистить снег — достаточно просто съехать с рельсов. Обычный локомотив такой фокус провернуть, конечно, не может.
Но вернемся к удобрениям.
— Абсолютно все виды растений надо кормить — пшеницу, рапс, лен, — поясняет Александр Гросуль. — Азот — для урожайности, а сложные удобрения, такие как фосфор, калий, влияют на качество — клейковину, натуру и прочее. На нашем заводе все эти твердые удобрения превращаются в жидкие. В прошлом году мы продали и разгрузили здесь 17 тысяч тонн удобрений. В этом году получили уже больше шести тысяч тонн. В основном поставляем их в хозяйства Краснозерского, Доволенского, Кочковского районов, а также в ряд других, более удаленных территорий.
В одном мешке от 800 до 1 000 килограммов удобрений. Фото Алексея ТАНЮШИНА
Кстати, краснозерские предприятия — в лидерах по применению минеральных удобрений.
— Здесь, в Кулундинской зоне, если мы не будем давать питания растениям, потребление влаги увеличится в полтора-два раза, рассчитывать на стабильный урожай будет проблематично, — поясняет Александр Гросуль. — Хозяйства, которые не применяют минеральные удобрения, получают 8–10 центнеров с гектара. А те, кто применяет, — в пять раз больше.
Как рассказал главный агроном «Рубина» Александр Кислых, предприятие производит 140 тонн жидких удобрений в сутки, и потребности хозяйства в удобрениях эта цифра, конечно, покрывает. Установка отработала два сезона.
— Это называется «завод по приготовлению жидких удобрений и карбамидно-аммиачных смесей», — комментирует Александр Кислых. — Твердые удобрения растворяются в воде и уже в жидком виде через сеялки и опрыскиватели попадают по назначению. Мы знаем, что в любом случае приготовим столько, сколько нам нужно, и ездить за жидким удобрением никуда не придется. Ни от кого не зависим, в том числе от химзавода. В прошлом году использование удобрений дало плюс пять центнеров к урожайности и три дополнительные единицы к клейковине. Там, где не вносили удобрения, клейковина — 23, урожайность — 25. А там, где вносили, клейковина — 26, а урожайность — 30.