USD 102.9979 EUR 108.3444
 

В «центре полётов» новой посевной

Светлана ФРОЛОВА
Инженер Алексей Сущенко чинит трактор «Джон Дир 9430» американского производства. Фото Алексея ТАНЮШИНА
Инженер Алексей Сущенко чинит трактор «Джон Дир 9430» американского производства. Фото Алексея ТАНЮШИНА

Как Краснозерский район чинит сельхозтехнику и хранит удобрения и почему именно здесь отчасти формируется будущее нового урожая

На минувшей неделе региональный министр сельского хозяйства Евгений Лещенко вместе с журналистами отправился в один из хлебных районов области, чтобы на месте оценить процесс подготовки к весне.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Делегация посетила цех по производству карбамидно-аммиачных смесей, ознакомилась с технологией хранения удобрений и процессом их доставки. Интересно было увидеть, как готовится к сезону сельхозтехника и на чем механизаторы очень скоро выйдут в поле.

Сколько не хватает тракторов?

Готовь сани летом, а трактор — в феврале. По такому принципу живут инженеры мастерских «ЭкоНивы-Сибирь», где идет подготовка сельскохозяйственной техники. Ее везут сюда со всей области. По словам инженера сервисного центра Алексея Сущенко, за зиму в этих стенах обслуживается до 20 машин. Чаще всего из строя выходят двигатели, ходовая часть.

— Сейчас я собираю двигатель трактора после капитального ремонта, — рассказывает Алексей, который знает всю историю этой машины из Баганского района, которая находится в его мастерской на плановом обслуживании.

В эксплуатации трактор с 2011 года. После ремонта он сразу отправится в поле — сначала прибивать влагу, а затем уже и сеять.

— До 1 апреля планируем выпустить всю технику, которая у нас есть, — говорит Алексей.

За восемь лет, столько он работает здесь, в мастерской обслужили более 110 сельхозмашин. И это только зимой, не считая тех ремонтов, которые приходится делать летом.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Нам показалось, что техники в ремонте как-то маловато... Руководитель сервисного центра Денис Кондратьев подтвердил, что по области действительно ощущается серьезная нехватка тракторов — требуются десятки тысяч. А вообще в распоряжении аграриев региона сейчас около девяти тысяч таких машин.

— У нас есть тракторы, которые имеют ресурс 20–25 тысяч мото-часов. У самого первого трактора, который мы поставили в племзавод «Ирмень», выработка составляет 23 тысячи мото-часов, если не ошибаюсь. Он первый раз встал на капитальный ремонт. На сегодняшний день половину из того, что у нас в обслуживании, нужно менять на новое. Почти всей технике лет по десять, это очень много. А нагрузка растет, ведь хозяйства увеличивают посевные площади. В целом современная техника может ходить с плановым обслуживанием десять лет, — уточнил Денис Кондратьев. — Плановый ремонт мы рекомендуем делать, ориентируясь на отработанные мото-часы. Задача — чтобы техника не встала в полевой сезон.

По словам министра сельского хозяйства Евгения Лещенко, в области 72 процента сельхозмашин — уже за пределами срока эксплуатации.

— Это сервисный центр одного из дилеров. Аналогичные центры есть практически у всех дилеров, поставляющих технику аграриям нашего региона. Два ремонтно-технических предприятия функционируют в Багане и Сузуне. Работают 280 мастерских сельхозпредприятий нашей области. Все это позволяет своевременно подготовить технику и провести все полевые работы в оптимальные агротехнологические сроки, — сказал министр.

Как космос пришел в село

Начнем с того, что у каждого инженера есть прямая телефонная связь с механизатором, эксплуатирующим технику. В этом, конечно, нет ничего инновационного — мобильная связь позволяет. Фокус в том, что современные машины можно диагностировать удаленно, через спутник.

— Мы можем подключаться к ним даже тогда, когда они работают в поле, — разумеется, с разрешения хозяина техники, — говорит Денис Кондратьев. — Видим, что с агрегатом не так, все ошибки — на мониторе. Поэтому при необходимости звоним и корректируем вместе с механизатором. Примерно раз в три года машина возвращается к нам в сервисный центр на сложный ремонт.

Евгений Лещенко напомнил: впервые системы телеметрии, то есть дистанционной диагностики через спутник, были применены в космических технологиях.

— Сейчас телеметрия применяется в последних образцах техники не только импортной, но и российского производства, — подчеркнул министр. — Сервисная служба видит по показателям, которые поступают дистанционно с каждого из агрегатов, в каком состоянии те или иные узлы технического устройства. Инженер принимает решение о необходимости ремонта, устранении неполадки. Более того, система заранее предупреждает о возможности возникновения той или иной неисправности. В этом коренное отличие от тех технологий, которые существовали даже десять лет назад, — космос пришел в село.

Денис Кондратьев сетует, что сейчас нигде пока не учат на операторов телеметрии. Но в мастерских предприятия есть специалисты, которые отслеживают информацию о работающих на полях машинах.

— Центр управления тракторами — как в фильме «Дело было в Пенькове». Еще в 1957 году это планировали. И вот 15 лет назад мы попробовали. А сейчас уже механизаторы не хотят без телеметрии работать, — улыбается Денис Кондратьев.

И это понятно: техника дорогая, лучше ее мониторить в процессе, заранее знать, что она уже на пределе возможностей, а не по факту получить доведенный до ручки агрегат.

Без удобрений — никуда

Краснозерский район известен своими земледельческими хозяйствами. Среди них выделяется «Рубин»: урожаи зерновых у него стабильно высокие. В том числе и потому, что здесь используют только элитные семена. А чтобы зерно падало в землю не абы какое, а самое лучшее, его исследуют на анализаторе, в собственной лаборатории. Здесь проверяется каждая партия зерна — на влажность, клейковину, протеин. Импортный анализатор — дорогой, из Дании — используют второй год. А до этого проверяли вручную.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Фото Алексея ТАНЮШИНА

По словам заведующей лабораторией Ирины Рябцевой, с появлением анализатора время проверки сократилось с 40 минут до 30 секунд. Здесь можно протестировать любую культуру, в том числе рапс. Последние два года площади под него сокращались, а в этом году планируется возвращение его на прежние позиции. «Рубин» производит около 50 тысяч тонн зерна в год.

Семена — около 36 тысяч тонн — хранятся в специальных ангарах, на складах, оборудованных вентиляцией. Когда к ним подходишь, слышишь грохот «выстрелов» — так отгоняют птиц.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Недалеко от хранилища — железная дорога. Доставкой удобрений железнодорожным транспортом занимается компания «Секвойя». На рельсах возвышается редкое чудо техники — локотрактор. В нашей области таких всего два или три, говорит Александр Гросуль, коммерческий директор ООО «Рубин».

Вот разгружают аммиачную селитру и аммофос — два вида удобрений. Вагоны двигает локотрактор. А еще он может, например, чистить снег — достаточно просто съехать с рельсов. Обычный локомотив такой фокус провернуть, конечно, не может.

Но вернемся к удобрениям.

— Абсолютно все виды растений надо кормить — пшеницу, рапс, лен, — поясняет Александр Гросуль. — Азот — для урожайности, а сложные удобрения, такие как фосфор, калий, влияют на качество — клейковину, натуру и прочее. На нашем заводе все эти твердые удобрения превращаются в жидкие. В прошлом году мы продали и разгрузили здесь 17 тысяч тонн удобрений. В этом году получили уже больше шести тысяч тонн. В основном поставляем их в хозяйства Краснозерского, Доволенского, Кочковского районов, а также в ряд других, более удаленных территорий.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

В одном мешке от 800 до 1 000 килограммов удобрений. Фото Алексея ТАНЮШИНА

Кстати, краснозерские предприятия — в лидерах по применению минеральных удобрений.

— Здесь, в Кулундинской зоне, если мы не будем давать питания растениям, потребление влаги увеличится в полтора-два раза, рассчитывать на стабильный урожай будет проблематично, — поясняет Александр Гросуль. — Хозяйства, которые не применяют минеральные удобрения, получают 8–10 центнеров с гектара. А те, кто применяет, — в пять раз больше.

Как рассказал главный агроном «Рубина» Александр Кислых, предприятие производит 140 тонн жидких удобрений в сутки, и потребности хозяйства в удобрениях эта цифра, конечно, покрывает. Установка отработала два сезона.

— Это называется «завод по приготовлению жидких удобрений и карбамидно-аммиачных смесей», — комментирует Александр Кислых. — Твердые удобрения растворяются в воде и уже в жидком виде через сеялки и опрыскиватели попадают по назначению. Мы знаем, что в любом случае приготовим столько, сколько нам нужно, и ездить за жидким удобрением никуда не придется. Ни от кого не зависим, в том числе от химзавода. В прошлом году использование удобрений дало плюс пять центнеров к урожайности и три дополнительные единицы к клейковине. Там, где не вносили удобрения, клейковина — 23, урожайность — 25. А там, где вносили, клейковина — 26, а урожайность — 30.