Поля стонут от засухи
В 13 районах Новосибирской области введен режим ЧС: на юге региона гибнут посевы
Более чем в трети сельских районов серьезный дефицит осадков.
Правительство региона готовит предложения о мерах поддержки аграрных предприятий. Министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко лично посетил несколько хозяйств, осмотрел посевы, вместе с главами районов и предпринимателями оценил соответствие обстановки критериям ЧС природного характера.
— Складывается крайне сложная ситуация с заготовкой кормов на зимне-стойловый период, — отметил Евгений Лещенко.
Пострадали хозяйства в Купинском, Баганском, Карасукском, Сузунском, Кочковском, Чановском районах, а также в Чистоозерном, Барабинском, Здвинском, Доволенском, Татарском и Усть-Таркском. По словам министра, в каждом из этих районов образованы комиссии и рабочие группы. По результатам оценки ущерба, которые должны быть готовы до 10 июля, министерство совместно с профильным комитетом Законодательного собрания подготовит предложения о мерах поддержки.
Как только начали поступать тревожные сигналы, губернатор Андрей Травников обратился к главам районов с предложением ввести режим ЧС при наличии оснований.
Суховеи пришли в Сибирь
В Баганском районе в апреле и мае шесть раз «побывали» суховеи — их метеослужба зафиксировала впервые за все годы наблюдений. Один из суховеев прошел с 21 по 23 апреля, остальные — в мае. На 7 мая в Баганском районе уже отмечали атмосферную засуху, с 17 мая началась почвенная засуха. Сейчас запасы влаги в пахотном слое — менее 4 миллиметров. По словам аграриев, такого они не помнят.
Две недели назад здесь ввели режим чрезвычайной ситуации. В районе работает комиссия по оценке ущерба. На сегодняшний день уже ясно, что баганские крестьяне недосчитаются 23 процентов урожая. По прогнозам, они могут потерять в этом году треть урожая. Высота ранних всходов не превышает 10 сантиметров, и роста уже не будет. С учетом того, что на полях Баганского и Купинского районов выращивают в основном кормовые культуры, это грозит бескормицей сельскохозяйственным животным. Есть места, где люцерна полностью высохла.
В хозяйстве Геннадия Чмурина 3 700 голов крупного рогатого скота, из них 700 — дойное стадо и 450 — КРС мясных пород.
— В прошлом году урожай люцерны у нас был 100 центнеров с гектара, в этом году — 20 центнеров, в пять раз меньше. Чем будем кормить животных, не знаю, — переживает Геннадий Николаевич. — Можно, конечно, закупить корма на стороне. Но, как говорится, за морем телушка — полушка, да рубль перевоз. Во-первых, ГСМ обойдутся в круглую сумму. Во-вторых, каким будет качество таких кормов?
Надои уже снизились
В Купинском районе, по словам местных земледельцев, последний дождь был 30 апреля, и синоптики не прогнозируют обильных осадков на ближайшее будущее. Даже если они случатся, это уже не поможет. С 16 июня в районе действует режим чрезвычайной ситуации. На полях работает комиссия, которая должна к 10 июля оценить причиненный аграриям ущерб.
— Мы выращиваем как зерновые, так и кормовые культуры. Зерновые — пшеница, ячмень, овес, горох. Пшеница выросла на 15 сантиметров, колос слабый. Такая же ситуация на сенокосах. Есть участки, где кормовые культуры полностью засохли на корню. Уже ясно, что 50 процентов урожая кормовых мы в этом году потеряем, — поделился своей бедой начальник управления сельского хозяйства администрации Купинского района Сергей Зеленин.
Начальник Гидрометцентра Западно-Сибирского УГМС Анна Лапчик говорит, что, скорее всего, напряженные погодные условия в Кулундинской степи сохранятся в течение лета. Потери урожая в степных районах могут составить до 30 процентов.
Между тем Новосибирская область входит в десятку лидеров России по производству молока (на ее долю приходится 2,5 процента). В 2019 году в нашем регионе произвели 793,4 тысячи тонн этого продукта. Поголовье растет, в 2019 году оно составило 197,9 тысячи животных. Хватит ли буренкам кормов на зиму при сложившейся ситуации? Коровы, пасущиеся на выжженной солнцем траве, уже сейчас стали давать меньше молока — на 100 граммов в сутки. На удои также негативно влияют жара и гнус, которого в этом году необычайно много.
Чем помочь агропредприятиям?
Минсельхоз области уточняет, что введение ЧС позволит сельхозпроизводителям избежать штрафов за невыполнение целевых показателей. Эта мера также дает фермерам возможность пролонгировать кредиты без последствий и сохранить льготную процентную ставку. Но пока в Новосибирской области режим чрезвычайной ситуации введен лишь в нескольких районах, а чтобы банки пошли крестьянам навстречу, должна быть ЧС регионального масштаба.
Кроме того, режим чрезвычайной ситуации подразумевает страховые выплаты за неполученный урожай. Но земледельцы Кулундинской степи на них не рассчитывают, так как не страхуют посевы.
— За весь 2019 год с господдержкой новосибирские аграрии застраховали 15 тысяч гектаров с посевами пшеницы, ячменя, гороха и овса — менее 1 процента имеющихся в области угодий. До этого на протяжении трех лет, с 2016 по 2018 год, урожай в Новосибирской области не страховался на условиях господдержки. Сейчас стоит задача запустить механизм страхования урожая в регионе, — рассказал президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов.
КОММЕНТАРИИ
Евгений ЛЕЩЕНКО, министр сельского хозяйства Новосибирской области:
— Наиболее сложная ситуация в Карасукском, Баганском, Купинском, Чистоозерном районах. Также имеются проблемы в Чановском, Барабинском, ряде сельскохозяйственных организаций Здвинского и Доволенского районов, в Кочковком районе. Ну и, как ни странно для центрально-восточной зоны, из общего тренда выпадает Сузунский район, где также сложная ситуация с режимами увлажнения.
Сергей ЗЕЛЕНИН, начальник управления сельского хозяйства администрации Купинского района:
— Режим ЧС дает нам возможность не возвращать средства господдержки из бюджета области из-за невыполнения целевых показателей. В то же время режим ЧС в случае полной или частичной гибели урожая не предполагает полной компенсации ущерба хозяйствам. Уже ясно, что прибыли у них не будет. Это скажется и на фонде заработной платы. Что касается компенсаций из бюджета, то на сегодняшний день нам известно, что будут субсидии на закупку кормов животноводческим хозяйствам. Застрахованных посевных площадей у нас нет, и страховаться особо никто не желает. В 2012 году у нас был горький опыт взаимодействия со страховой компанией. С ней судилась вся область. В итоге никто ничего не высудил. Мы только потеряли деньги на судебных издержках и прочих расходах.
Павел МИШУСТИН, начальник отдела сельского хозяйства и природопользования администрации Баганского района:
— Яровой сев в нашем районе составил 76 тысяч гектаров. Сколько гектаров утрачено вследствие засухи, сейчас подсчитывает специально созданная чрезвычайная комиссия. Кроме яровых посевов, погибли и многолетние травы. Запасы кормов — критические не только в хозяйствах, но и на личных подворьях сельчан.