USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Финансовая дыра больше, чем кажется?

Елена ФАЛАМЕЕВА
Фото ИД «Советская Сибирь»
Фото ИД «Советская Сибирь»

Опять двойка. 149 домов в Калининском районе на прошлой неделе остались без отопления почти на сутки. Что стоит за аварийными отключениями, помимо неудобства и расходов со стороны энергетиков, какие потери несут управляющие компании?

На сайте единой дежурной диспетчерской службы тип отключения был указан как плановый, причина — устранение дефекта на теплотрассе. Такие отключения на протяжении всего отопительного сезона происходят ежедневно. Сами энергетики предпочитают называть их аварийными работами, запланированными к устранению.

«Четвертый микрорайон сегодня весь день без отопления, — рассказал главный энергетик УК «Сибирская инициатива» Павел МАШИН. — В  СГК говорят, что отключение с 9 до 17 часов, но ведь после того, как они закончат, в дома надо подать отопление. Это уже наша обязанность. Слесари вынуждены работать до девяти–десяти часов вечера. А бывает, что и дольше».

В случае таких «плановых» отключений тепло, как правило, быстро возвращается в дома. Если же случается авария, предсказать сроки ее устранения практически невозможно. С подобными ситуациями сталкиваются все управляющие компании.

«Любая аварийная ситуация — это авральные работы, — подтвердил генеральный директор УК «СПАС-Дом» Евгений МАЛАЙ. — В случае отключения тепла нам приходится в зависимости от температуры либо сливать воду из системы, либо следить за тем, чтобы не было размораживания. После устранения аварии часто приходится перезапускать стояки, так как при запуске обычно очень много воздуха попадает в систему дома. Когда ресурсники заканчивают свою работу, мы уходим через 5–7 часов, как правило, работать приходится практически всю ночь. При ликвидации недавней аварии на Западном жилмассиве, на улицах Фасадной и Забалуева, тепловики закончили работы в девять часов вечера, а наши специалисты ушли в десять утра».

По информации СГК на 1  декабря, с начала отопительного сезона выявлено 816  и устранено 760 повреждений на теплосетях.

Управляющие компании жалуются, что из-за устранения последствий аварий они несут финансовые потери.

«Это дополнительные затраты для нашей компании, но в тарифе они не отражаются, — подчеркнул Евгений Малай. — После прошлогодней аварии на Расточке мы понесли серьезные затраты и подали в суд на «СИБЭКО», потому что там явно была их вина. Судебный процесс продолжается уже девять месяцев, пока без результата».

Активное строительство новых микрорайонов в Новосибирске еще больше усугубляет ситуацию. Многоквартирные дома подключают к изношенным теплосетям, что увеличивает риск возникновения аварий.

«Раньше температурный график был 111 градусов. Это максимальная пиковая температура, устанавливаемая при морозе минус 37 градусов, — отметил Евгений Малай. — На сегодняшний день температура доходит до 130 градусов. Энергетики объясняют это так: «Построили «Матрешкин двор», надо до него додавить». Сети старые, а чем выше температура, тем выше давление. Отсюда эта масса аварий, которые мы видим при достаточно высоких температурах на улицах. Где тонко, там и рвется».

Износ тепловых сетей на сегодняшний день, по оценкам энергетиков, составляет 70%. Причем выделить районы, где ситуация обстоит хуже всего, затруднительно: изношенные участки есть по всему городу.

По словам Павла Машина, в позапрошлом году в 150 домах в 5-м и 6-м микрорайонах после масштабной аварии отопление запускали больше суток. Только закончили — новый порыв теплотрассы. «Когда отключаем отопление, мы сливаем из труб горячую воду, они остывают. А когда снова подаем — расширяются. Ну а где тонко, там и рвется. Так что ликвидация одной аварии может стать причиной другой», — пояснил Павел Машин.

Для контроля за состоянием систем теплоснабжения СГК планирует в 2020 году установить в квартирах своих сотрудников пять тысяч логгеров — приборов для измерения температуры. По мнению энергетиков, это позволит снизить риск возникновения аварий. Как пояснили в пресс-службе СГК, датчики будут устанавливаться за счет компании и в тарифе на теплоснабжение это не отразится.

«В Новосибирске мы планируем уже в 2020 году закупить и установить пять тысяч логгеров. Это охват более 50% многоквартирных жилых домов в разных районах Новосибирска. Они будут передавать данные о температуре практически в режиме реального времени. Это позволит более точно делать выводы о проблемах в системе теплоснабжения», — сообщил замдиректора по дивизиону «Тепло» СГК по перспективному развитию Александр ГРИГОРЬЕВ в ходе круглого стола, посвященного проблемам теплоснабжения.

Управляющие компании пока отнеслись к новации со скепсисом. «Я не вижу особой необходимости в установке логгеров, — сказал Евгений Малай. — Понижение температуры в квартире ни о чем не говорит. Закрыл человек батареи — у него понизилась температура. Здесь необходимо учитывать большее количество факторов».