USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Успехи и тревоги «Приобского»

Катерина КОШКИНА
Фото Алексея ЦИЛЕРА
Фото Алексея ЦИЛЕРА

В Сибири вполне реально выращивать отличный репчатый лук из семян

В хозяйстве «Приобское» производят экологически чистые овощи, а также рассаду прекрасного качества, которую с удовольствием покупают новосибирские дачники. Здесь готовы расширять производство, но мешают проблемы со сбытом готовой продукции.

Это сельхозпредприятие имеет давнюю и славную историю: трудно поверить, но в нынешнем году будет уже восемьдесят лет, как здесь начали выращивать овощи. В тридцатых годах прошлого века Новосибирск активно рос, сюда устремился народ из ближних и дальних деревень. Тогда многие заводы стали создавать свои подсобные хозяйства. Так в далеком 1939 году возникло «Приобское» — как подсобное хозяйство завода «Сибсельмаш», который тогда назывался «Сиб­комбайн».

Посевная в феврале
— В 1964 году подсобное хозяйство реорганизовали в совхоз «Обской», — рассказывает директор ЗАО «Приобское» Виктор Беккер. — Совхоз занимался производством молока и овощей. А в 1993-м участок совхоза по выращиванию овощей и картофеля выделили в отдельное предприятие — ЗАО «Приобское».

Сегодня «Приобское» — довольно крупное хозяйство, которое, как и прежде, занимается производством овощей. У сельхозпредприятия 1 222 гектара земли, из них 600 гектаров пашни, остальное — луга. Раньше на них пасся скот из поселка Приобский, но там уже давно нет ни одной коровы, и густое разнотравье пропадает зря.

— Ежегодно мы примерно 200 гектаров засаживаем картофелем, еще 130 — овощами, остальное — пары. Почвы у нас хоть и не самые богатые, но все же достаточно плодородные, все растет хорошо, — говорит Виктор Беккер.

Ежегодно предприятие производит более 5 тысяч тонн свежих овощей. Помимо картофеля, моркови, свеклы, лука, капусты, которые растут в открытом грунте, здесь выращивают тепличные овощи — томаты, огурцы; зелень — лук на перо, укроп; редиску. Теплицы в «Приобском» занимают гектар и отапливаются газом. Сейчас там вовсю идет посевная — овощеводы сеют огурцы и помидоры. Можно было бы и раньше, но конец января и начало февраля выдались ну очень уж морозными. Через сорок дней, то есть в середине апреля, можно уже будет собирать урожай. Нежные всходы, чтобы они не вытягивались, подсвечивают особыми розовыми фитолампами. А в мае томаты и огурцы посеют еще раз, чтобы овощной «конвейер» работал непрерывно до глубокой осени.

Фото Алексея ЦИЛЕРА
«У нас все учились»
Кроме овощей, в теплицах выращивают рассаду. Уже в середине февраля тут бодро зеленеют кустики пеларгонии, или, в просторечии, герани. Этот сорт с ярко-алыми цветами к 9 Мая высадят возле памятников героям Великой Отечественной войны. Конечно, растят тут не только пеларгонии, но и рассаду других цветов — в мае в теплицах буйство красок и ароматов. Рассаду охотно покупают предприятия и новосибирские дачники.

Рядом с теплицами находятся овощехранилища. Они оборудованы современными климатическими системами, чтобы капуста, картофель, морковь и лук не теряли товарного вида. О луке стоит сказать особо. Как известно, он не любит сырости — начинает гнить, хранить его следует в сухом тепле. Поэтому хранилища для него особые, отапливаемые. Перед продажей лук тщательно сортируют: крупные луковицы пойдут на прилавки, мелкие — на зелень. Трудно поверить, но луковицы размером с кулак тут выращивают за одно лето, из семян, и это в нашем сибирском климате. Главное — посеять пораньше, как только почва будет готова, и точно соблюдать технологию.

— В свое время, с конца девяностых, мы начали активно перенимать лучшие зарубежные технологии. Я лично неоднократно бывал за границей — в Германии, Голландии, Бельгии, Ирландии, Польше и других странах, изучал их опыт. Например, стали выращивать рассаду капусты в кассетах, что позволило резко сократить посевные площади. Мы покупали технику, оборудование, семена. Словом, было развитие. Можно сказать, что мы были первопроходцами, к нам приезжали учиться коллеги из соседних сибирских регионов, — вспоминает Виктор Беккер. — Но потом, в 2008–2009 годах, произошел экономический кризис. Наша продукция стала менее востребованной. Но и это еще полбеды: на территорию региона стали активно заходить различные торговые сети, в том числе и федеральные. А попасть на прилавки супермаркетов продукции местных производителей очень трудно, практически невозможно, если, конечно, речь не идет о крупных предприятиях. Помню, два тепличных хозяйства рухнули именно в эти годы.

Люди становятся в очередь
Сейчас выращивание овощей в закрытом грунте вроде бы начинает возрождаться. Но ставку сделали на предприятия-гиганты. А малому и среднему бизнесу, по словам руководителя «Приобского», приходится очень непросто.

— В крупных тепличных хозяйствах овощи и зелень выращивают по интенсивной технологии, на искусственном субстрате, питательные вещества подаются в виде растворов. Мы же все наши культуры растим классическим способом, в почве, добавляем органические удобрения и микроэлементы, причем очень дозированно,  — подчеркивает Виктор Беккер. — Овощи, выросшие в естественных условиях, даже по внешнему виду отличить можно, вкус, запах и текстура у них тоже другие. Каждый знает, что «пластмассовый» покупной огурец и пупырчатый огурчик только что с грядки имеют совершенно разный вкус. Но при интенсивной технологии выращивания с квадратного метра можно собрать больше ста килограммов овощей, а при классической — до тридцати. У кого выше себестоимость? Во всем мире экологически чистые овощи и зелень ценятся выше и стоят дороже, но у нас пока что это не вполне понимают и берут то, что дешевле, не задумываясь о качестве.

Между тем овощи из «Приобского» сибиряки знают и любят. Недаром у киоска на Центральном рынке Новосибирска, где продают продукцию предприятия, еще до открытия выстраивается очередь. Экологически чистые овощи можно также купить на социальной ярмарке, что на улице Петухова. Кроме того, торговлю ведут с машин. На складе предприятия весной тоже не протолкнуться: многие дачники заезжают сюда, чтобы купить отличного качества рассаду, выращенную по всем правилам агрономической науки. Тем более что ассортимент достаточно солидный: томаты, перцы, баклажаны, огурцы, кабачки и даже арбузы. Ну и всевозможные цветы, конечно же, — всеми любимые петуньи, неприхотливые бархатцы, душистый табак и многое другое.

Сойти с иглы импорта
— Все семена импортные, конечно же, — сетует Виктор Беккер. — Правда, они районированы для наших условий. А что касается российских семян, то я не встречал таких, качество которых мне бы понравилось. Раньше, в советское время, этим целый научный институт занимался, а теперь что? Подсадили сельхозпроизводителей на иглу импорта. А откажутся зарубежные партнеры поставлять семена в нашу страну, что тогда будет? С голоду умрем или будем покупать то, что привезут из-за границы? Сейчас много говорят о том, что необходимо развивать отечественное семеноводство, но пока это больше разговоры. Правда, был у нас совместный проект с Институтом цитологии и генетики СО РАН. Мы размножали в теплицах безвирусный картофель, выращенный в лаборатории. Потом из этих клубней получали для себя семенной материал — суперэлиту, элиту. Но это уже в прошлом. Сейчас вроде бы возрождается программа по получению посадочного материала картофеля, НГАУ будет над этим проектом работать. Возможно, и мы поучаствуем.

Но это все в перспективе. А пока что директора «Приобского», как, наверное, руководителей многих других хозяйств, волнует политика государства в отношении сельского хозяйства. По его словам, после вступления России в ВТО в страну хлынул поток импортной продукции, причем далеко не высшего качества. Доходит до смешного: местным производителям некуда деть, к примеру, ту же черную смородину, выращенную в сибирских садах, потому что все вокруг завалено дешевым импортом. Всем понятно, что у овощей, фруктов и ягод, выращенных в теплых странах, себестоимость и цена будут ниже, чем у сибирских. Можно, конечно, вообще ничего не выращивать, а только все покупать. Но как же тогда быть с продуктовой безопасностью?

— Мы очень надеемся, что власти все же повернутся лицом к малому и среднему бизнесу. Вот недавно прозвучала информация, что вроде бы собираются разрешить киоски и торговлю с машин, нам бы тогда было гораздо легче. С другой стороны, и сейчас у каждого дома по два овощных ларька стоит, да только торгуют там вовсе не местные производители. Получается, одним можно, а другим нельзя? — задается вопросом Виктор Беккер. — Мы также очень надеемся, что в нашем регионе построят завод по производству снеков и чипсов, который будет закупать сырье, в том числе и картофель, у местных производителей, о чем недавно было объявлено. Если дело пойдет, то производство картофеля будет востребовано, и посевные площади возрастут.

www.priobskoe.ru