USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Застрахованная помощь

Инна ВОЛОШИНА
Фото Виктора БОРОВСКИХ (архив)
Фото Виктора БОРОВСКИХ (архив)

Принцип предоставления погектарной поддержки может измениться, и аграриям придется в обязательном порядке страховать посевы

Одной из главных тем, обсуждавшихся на заседании комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Новосибирской области, стало грядущее распределение господдержки. Последние два года выдались для аграриев очень непростыми, и сейчас они всерьез озабочены: как сбыть выращенный урожай по такой цене, чтобы хоть что-то осталось на развитие?

— До нас довели информацию о формировании государственной поддержки на будущий год, а также позицию Минсельхоза по отношению к тем регионам, где не выполняются целевые показатели застрахованной площади, занятой сельскохозяйственными культурами, — сообщил министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко. — Снижение сумм будет касаться в первую очередь несвязанной погектарной поддержки. В 2017 году Новосибирской области на эти цели из федерального бюджета выделили 384 миллиона рублей. По предварительной информации, речь идет о снижении объема господдержки на 56 миллионов рублей. Точные цифры мы будем знать в феврале, когда правительство Новосибирской области будет заключать соглашение с Министерством сельского хозяйства страны.

Не от хорошей жизни
Надо сказать, в последние несколько лет наши аграрии вообще не страхуют свои посевы. Как отметил депутат Глеб Попов­цев, который также является руководителем ЗАО «Сельхозпредприятие «Ярковское», поступают они так не от хорошей жизни.

— Я пять лет страховал посевы, но потом этот бизнес просто-напросто умер, если можно так выразиться. Дольше всех продержался, если мне не изменяет память, «Ингосстрах», а потом и эта компания перестала заниматься агрострахованием. И до последнего времени, как мне кажется, в регионе просто не было страховщиков, предлагающих такую услугу, — сказал Глеб Поповцев. — Вот теперь, видимо, придется посевы страховать. Но как это сделать, если нет предложений?

Расходы можно снизить
На самом деле, по словам Евгения Лещенко, сегодня по крайней мере шесть компаний, входящих в Национальный союз агростраховщиков, имеют представительства в Новосибирске. Вопрос в другом: найдутся ли у аграриев деньги, чтобы оплатить страховку? Ведь речь идет о больших суммах. Допустим, сельхозпредприятие желает застраховать тысячу гектаров пшеницы. Средняя урожайность этой культуры за последние пять лет составляет 16,3 центнера с гектара. Таким образом, будущий урожай с этой площади должен быть 16 300 центнеров, что в пересчете на деньги (с учетом средних цен) составит примерно 11 миллионов 130 тысяч рублей. Страховой тариф — 3,2 процента от общей стоимости будущего урожая. Таким образом, чтобы застраховать эту тысячу гектаров пшеницы, потребуется 356 тысяч рублей, или 356 рублей на гектар. Немало. Кстати, в рамках несвязанной поддержки в 2018 году средняя ставка на гектар равнялась 271 рублю 81 копейке.

— Государство готово помочь аграриям в этом вопросе. Существует специальная программа поддержки, при которой половину затрат на страхование оплачивает сельхозпредприятие, а вторую половину — бюджет, — пояснил Евгений Лещенко. — И программа эта работала. Если говорить о растениеводстве, то в 2012 году фактические выплаты из бюджета на агрострахование составили 86 миллионов рублей, в 2013-м — 49 миллионов. В последний раз выплаты производились в 2016 году и составили 78 тысяч рублей. Потом сельхозпредприятия перестали страховать посевы, и этот вид господдержки оказался невостребованным. Возможно, в будущем году ситуация изменится.

Половина на половину
Напомним, в Новосибирской области действует программа государственной поддержки страхования рисков в сфере сельского хозяйства. При соблюдении определенных условий можно сэкономить 50 процентов средств, направленных на эти цели.

Причем государство помогает в страховании рисков как в животноводстве, так и в растениеводстве. Так, например, господдержку предоставляют при страховании зерновых, зернобобовых, масличных, технических и кормовых культур, а также бахчевых, овощей и картофеля. Плодовые сады и ягодные плантации тоже можно застраховать таким образом. Страховыми событиями считаются атмосферная и почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие и многие другие столь же неприятные явления, на которые столь щедр сибирский климат.

Стоит отметить, что страхованию подлежит вся площадь земельных участков, на которых выращивается данная сельскохозяйственная культура. То есть застраховать, скажем, одно поле пшеницы, а другое нет невозможно. Договор страхования должен быть заключен в течение 15 календарных дней после окончания сева. Это довольно непростое условие, так как наша погода непредсказуема. И наконец, договор страхования вступает в силу после оплаты 50 процентов начисленной страховой премии.

— Для того чтобы стать участником программы, сельхозпроизводитель должен выбрать надежную страховую организацию, внимательно изучить предлагаемые ею условия и заключить договор, после чего оплатить 50 процентов страховой премии, — пояснил Евгений Лещенко. — После вступления договора в силу сельхозпроизводитель формирует комплект документов и подает заявление в министерство сельского хозяйства Новосибирской области на получение субсидии. Если представленные документы соответствуют требованиям действующего законодательства, министерство принимает решение о предоставлении господдержки и перечисляет на счет страховой организации оставшиеся 50 процентов средств.

КОММЕНТАРИИ
Александр ДУБОВИЦКИЙ, заместитель губернатора Новосибирской области:
— Простых решений тут нет. Нам необходимо совместно выработать видение, как будет развиваться агропромышленный комплекс. И тут очень важна поддержка, которая выделяется из бюджета Новосибирской области. Важно, чтобы эти деньги дошли до тех, кому они действительно нужны, но при этом они должны работать на экономику региона. У нас очень неоднородное сельское хозяйство. Да, открывается много современных производств, где используются самые передовые технологии. Но в то же время в области достаточно хозяйств, которые до сих пор работают как в 50–60-х годах прошлого века: доят коров в бидоны, животные стоят в коровниках, построенных из глины и крытых камышом. Как быть с ними? И куда девать людей? А средние цифры по региону нам ничего не скажут. Надо выискивать болевые точки и работать с ними, искать решения.

Олег ПОДОЙМА, председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Новосибирской области:
— Мы понимаем, насколько серьезная работа должна быть произведена. Если аграрии не застрахуют посевы, то порядка 56 миллионов из федерального бюджета сельскохозяйственная отрасль недополучит. Да, у нас есть опыт взаимодействия сельхозпроизводителей и страховщиков, но, будем откровенны, это отрицательный опыт. В свое время предприятия страховали риски, но реальной компенсации за понесенный ущерб так и не получили. Причин тому много: бюрократия, сложно доказать, что убытки действительно были, и так далее. Я думаю, что сейчас необходима совместная работа депутатов с министерством сельского хозяйства региона в этом направлении. Процедура страхования в расте­ниеводстве должна быть упрощена. Например, фермерским хозяйствам очень сложно собрать весь необходимый пакет документов, чтобы потом отстоять свои интересы перед страховщиком.

Валентина ШУЛЬСКАЯ, председатель колхоза «Кожурла» (Убинский район):
— Раньше, когда все страховали посевы, мы тоже этим занимались, но это было давно, в последний раз, кажется, в 2012 году. А потом произошел один случай, который дал нам опыт, причем исключительно негативный. Иными словами, мы попались на удочку мошенников. Одна фирма предложила нам застраховать посевы, но в тот момент свободных средств у нас не было. Не буду вдаваться в подробности, но итог был для нас весьма печален — пришлось долго бегать по судам и доказывать, что ты не верблюд. В принципе, страхование дело хорошее, но только если все по-честному. А не так, как у нас все обычно бывает. А то деньги от тебя взять все готовы, а вот чтобы возмещение выплатить, когда страховой случай настанет, с этим гораздо хуже. Насколько я знаю, у всех с этим проблемы. А сейчас у крестьян просто нет денег на это, посмотрите, какие цены на ГСМ, а продукция наша никому не нужна. В первую очередь это касается, конечно, мелких и средних хозяйств. Крупные сельхозпредприятия, возможно, и будут страховаться.