Элеваторы готовы принять
Аграрии области намолотили первый миллион тонн зерна. Его ждут переработчики
Около 200 тысяч тонн продовольственной пшеницы готовы забрать элеваторы Первого зернового кластера и отправить новосибирский урожай по контрактам за рубеж. В Сибирь придет столько зерновозов, сколько потребуется.
Первый зерновой кластер был создан в кризисный для аграриев год, когда, с одной стороны, намолотили столько зерна, что цена на него упала до уровня себестоимости, а с другой — оно не было востребовано на внутреннем рынке Сибири. Отсутствие вагонов для транспортировки его по Западно-Сибирской магистрали практически отрезало сибиряков от выхода на морские порты, лишив возможности иметь выгодные и долгосрочные контракты. На рубеже сибирской зерновой революции три предприятия перерабатывающей промышленности юго-западной зоны области — Куйбышевский, Карасукский и Баганский элеваторы — объединились.
С проблемой отсутствия вагонов они обратились к врио губернатора (ныне губернатор Новосибирской области. — Прим. ред.) Андрею Травникову, и тот поднял вопрос на федеральный уровень. На личной встрече с главой региона Президент РФ Владимир Путин сказал: «Благодаря вашим усилиям удалось реализовать большие объемы зерна за пределами региона. Объемы вывезенного зерна по сравнению с позапрошлым годом увеличились в 21 раз. Есть успехи. Это хороший показатель».
Так, совместными усилиями, была решена проблема дефицита зерновозов для Сибири. И уже в конце 2017 года первые партии урожая, который вырастили сельхозпроизводители Чистоозерного, Куйбышевского, Барабинского, Купинского, Баганского, Карасукского, Краснозерского, Ордынского, Доволенского и Кочковского районов области, пошли на элеваторы. Затем доведенная до качества, соответствующего экспортным требованиям, пшеница 3-го, 4-го и 5-го класса в 75-тонных зерновых вагонах взяла курс на Новороссийск, а в дальнейшем по морю — в Египет и Сирию.
Какая логистика выгодна
В этом году решили время не терять — стартовать в сентябре. Уже подписаны контракты с клиентами. В зоне притяжения зернового кластера — аграрии нашей области, а также соседних Омской области и Алтайского края. Есть твердая договоренность о поставках зерна за рубеж с российскими экспортерами — ООО «ОЗК Юг», ГК «Содружество», а также с китайскими, монгольскими и вьетнамскими компаниями.
Доверие зиждется на принципе «расчет на месте». Алгоритм «утром деньги — вечером стулья» в данном зерновом кооперативе не работает.
— Мы сформировали кластер, чтобы иметь достаточные объемы зерна для выхода на экспорт, — поясняет Юрий Кошкин, руководитель Куйбышевского элеватора. — Инфраструктура элеваторов дает нам возможность объединить усилия и сделать дело сообща. Наши элеваторы находятся в приграничье области, рядом друг с другом, поэтому логистика позволяет выгодно выполнять зарубежные контракты. Мы сможем по более высокой цене закупать зерно, тем самым поддерживая сельхозпроизводителей.
К этой «группе по интересам» примкнули предприятия сельскохозяйственного машиностроения. Что позволяет на льготных условиях модернизировать советские элеваторы новыми сушилками, механизмами к ним и техникой. Вот и получилось, что кризис в сельском хозяйстве сплотил тех, кто действительно друг другу нужен.
— Подписывая контракт на поставку крупных партий зерна, мы не рисковали, а продумывали, — говорит Юрий Алексеевич. — Единовременно кластер может принять до 300 тысяч тонн. Пока у нас таких объемов не было. До мая этого годы мы вывезли порядка 130 тысяч тонн урожая прошлого года, необходимости в его хранении не было. Сейчас мы контрактодержатели, поэтому готовы к таким объемам.
Складывают деньги с умом
В 2016 году Карасукский элеватор, некогда принадлежавший знаменитому «САХО», ожил после банкротства — пришел новый инвестор.
В первый год осмотрели помещения, оборудование и приступили к восстановлению зернохранилищ, сушильного, мукомольного цеха и цеха по производству подсолнечного масла. Вложили миллионы в ремонт, параллельно искали клиентов.
Первый год был стартовым, на второй встал вопрос не столько о ремонте, сколько уже о замене оборудования цехов, восстановлении зерновой и мукомольной технологий.
Боевое крещение прошли в 2017-м, когда после объединения в кластер к элеватору вереницей ехали КамАЗы с зерном из соседних районов области. Вот тогда поняли, что нужна полная модернизация советского элеватора и переход на совершенно новый, современный принцип работы.
Как только отправили последний зерновоз на железнодорожную станцию в Карасуке, начали строительство. Оздоровили железнодорожный путь от рабочей зоны до основной магистрали — благодаря поддержке руководства Западно-Сибирской железной дороги и Карасукского железнодорожного узла. Установили электронные весы с системой автоматического дозирования. Погрузка вагона-зерновоза с полутора часов сократилась до 20 минут.
Уже по своей «железке» отправляют вагоны с зерном до грузового парка станции. Построили цех автоматического затаривания с приемной точкой различных видов зерновых и масличных культур — овса, ячменя, рапса, гороха, чечевицы и льна — мощностью 32 тонны в час.
Нужно понимать рынок
Исследование рынка железнодорожных услуг показывает, что в России серьезный недостаток зерновозов, а бизнесу, который занимается арендой подвижного состава, неинтересны контракты с Сибирью, когда специализированный вагон идет груженым только в одну сторону. Обычный подвижной состав больше пользуется спросом, поэтому фасовка зерновых, зернобобовых и масличных культур в мешки от 25 до 50 килограммов позволяет рентабельно срабатывать обеим сторонам — и кластеру, и РЖД. Такую партию, к примеру, уже готовят в Китай.
В конце лета запустили после серьезного капитального ремонта два силосных корпуса объемом хранения 11 тысяч тонн. Модернизировали три приемные точки, приспособив для разгрузки современных крупнотоннажных зерновозов, тем самым сократили время пребывания на элеваторе транспорта сельхозпроизводителей. Скорость разгрузки — это важный аспект, в данном случае «время» — синоним слову «деньги». Ну и провели необходимые работы — полную газацию и дезинфекцию складов.
— Мы специально не хотели начинать процесс обновления в первые годы, — рассказывает Сергей Екимов, руководитель Карасукского элеватора. — За этот период смогли вникнуть, проанализировать все — работу предприятия, имеющееся оборудование, технологию. На тот момент еще не знали, куда вкладывать деньги. Сейчас уже есть четкий, продуманный, основанный на научном подходе вектор движения. Прошел важный этап знакомства с сельхозпроизводителями, сформировался круг клиентов. В их числе как крупные хозяйства с объемом до 50 тысяч тонн зерна, так и мелкие фермеры, способные произвести на своих полях до 200 тонн. Отработали, оценили и выбрали экономически целесообразную модель — зерновой кластер. Это наш клуб единомышленников, в котором объединили деловые характеристики, способности и связи.
Выживать только вместе
На языке советской экономики это кооператив с равноправным партнерством. С карасукской мукой выйти на рынки Якутии и Урала помог руководитель Куйбышевского элеватора, который и сам реализует эту продукцию. В кластере никакого соперничества и коммерческих тайн. Его участники уверены, что выжить смогут только вместе.
Коллектив ООО «СВС-АГРО» уже производит помолы из качественного зерна, чтобы обеспечить продукцией партнеров за полярным кругом. Параллельно ведут прием и отгрузку зерна на экспорт. Но это не главный вид деятельности. Основной доход в бюджет Карасукского элеватора идет от переработки зерна, производства и продажи муки, а также хранения давальческого сырья. Но проект кластера поддержали.
— Мы, я имею в виду руководителей элеваторов кластера, видим в этом больше социальную функцию. Получая не так много средств от приема зерна, предназначенного на экспорт, поддерживаем сельхозпроизводителей районов области и обеспечиваем свои коллективы работой, — говорит Сергей Омариевич.
Карасукский элеватор обладает необходимым кадровым, техническим, технологическим потенциалом и мощностью, чтобы хранить государственный резерв.
Каковы потребности элеваторов?
Нестабильное десятилетие свободных рыночных отношений привело к тому, что пшеница давно не является королевой полей. Руководители хозяйств вынуждены сеять те культуры, которые востребованы на рынке и приносят прибыль.
Бывают такие года, когда, как говорится, сеют вслепую, не зная, какая культура «выстрелит» и что принесет прибыль. Поэтому на полях аграриев до 15 культур: ходовые — ячмень, овес, гречиха; затем — пшеница; на сладенькое буренкам — горох, чечевица, кукуруза, многолетние и однолетние травы, кукуруза, подсолнечник. Пробуют заработать на рапсе, льне, сое, но не рискуют сеять много, слишком прихотливы и затратны эти культуры.
Руководители кластера нуждаются в больших партиях пока лишь пшеницы, главное — хорошего качества. Поэтому предлагают крестьянам пойти на увеличение посевных площадей под нее. Не зря же вкладывались в модернизацию элеваторов. В планах на следующий год продолжить обновление во всех трех зернохранилищах. Уже есть договоренность с «Воронежсельмашом» о поставках в лизинг или на других условиях современных сушилок вертикального хранения с минимальным вмешательством человека в процесс.
Юрий Логунов, руководитель Баганского элеватора, поделился далеко идущими планами: внедрение глубокой переработки зерна. Что позволит закупать большие объемы сырья и предлагать рынку дефицитные продукты переработки, в результате чего аграрии смогут продавать элеваторам пшеницу по более привлекательной цене.
В зерновом братстве пока три элеватора. Юрий Кошкин не скрывает, что, вместе отработав систему взаимодействия и управления, обязательно будут расширяться. Но в клубе единомышленников правила менять не намерены.
КСТАТИ
На Куйбышевском элеваторе трудятся 70 человек, на Карасукском — 84, в работе Баганского элеватора круглогодично занято более 90 местных жителей.