USD 103.7908 EUR 108.8705
 

«Нам так хотелось быть военными!..»

Фёдор Михайлович ЛЫСЕНКО, ветеран труда, г. Новосибирск

Вот моя семейная история. Надеюсь, что она заинтересует читателей «Советской Сибири».

Наш дедушка Дмитрий Павлович Лысенко был родом с Полтавщины. Он был участником Первой мировой войны. Мы, подросшие внуки, просили его рассказать, как он воевал с германцами. И дедушка вспоминал, как его зачисляли в сибирский стрелковый полк и как он атаковал немецкие пулеметы и проволочные заграждения во время знаменитого Брусиловского прорыва летом 1916 года. Вернулся дед с войны с Георгиевским крестом. Герой, он стоял за царя и Отечество и был в почете у односельчан. К тому же он был мастером на все руки.

На фронтах Великой Отечественной воевал сын нашего патриарха — наш отец Михаил Дмитриевич Лысенко. Затаив дыхание, слушали мы, сыновья, его воспоминания о тех огненных днях. Отец был пулеметчиком. В июле 1942-го гитлеровские войска рвались к Кавказу. У них был приказ — захватить бакинскую нефть, лишить Красную армию горючего, поставить страну на колени. Жаркие бои разворачивались на Дону. Отца, когда он со своим пулеметом переплывал реку, ранило в руку немецкой разрывной пулей. И хоть вернулся отец с войны без наград, для нас он был настоящим героем.

Две войны прошел наш дядя, брат отца Степан Дмитриевич Лысенко. Осенью 1920 года он под командованием Фрунзе воевал в Крыму с войсками Врангеля. А потом прошел по многим фронтам Великой Отечественной и закончил войну под Прагой. Ордена и медали едва умещались на его груди. Воевали с гитлеровцами и японскими милитаристами и другие наши дяди.

С восхищением смотрели мы, дети войны, на наших односельчан, возвращавшихся с фронта с орденами и медалями. Нам так хотелось быть военными! И вот момент настал: в январе 1958 года нас, десятиклассников Новомихайловской средней школы, райвоенкомат призвал на медкомиссию. И хоть я был совершенно здоров, из-за небольшого дефекта правой руки в армию меня не взяли. Лет через двадцать с подобными дефектами стали брать за милую душу, но мне от этого было не легче. Как я переживал! Не взяли в армию — значит негодный. Тогда таких парней сторонились девушки.

В то время я завидовал моим младшим братьям. Николая из института призвали на флот. Сначала он проходил подготовку на острове Русский и даже участвовал в параде войск Тихоокеанского флота во Владивостоке. А потом служил на подводной лодке на Северном флоте, был старшиной первой статьи. Брата Ивана тоже призвали из института и тоже на флот — Тихоокеанский. Он был главстаршиной, заслужил медаль. Братья готовились к службе: занимались спортом, воспитывали в себе патриотов. Кстати, оба никогда не курили и не курят. Радостными были встречи моряков с фронтовиками — братьев с отцом и дядями. Участвовал в этих встречах и я. Звучали тогда любимые песни: «Темная ночь», «Три танкиста», «Едут, едут по Берлину наши казаки».

Брату Ивану уже за семьдесят, но занятия спортом держат его в форме. В День военно-морского флота он надевает морскую форму и идет на встречу с бывшими матросами. Гордо шагает он по улицам Астаны, где живет сейчас. Хранит морские сувениры и брат Николай, житель села Чириковка. Так что патриотизм и защита Отечества идут в нашей семье из поколения в поколение.