Архитектура не для народа?
О большом и, к сожалению, не до конца раскрытом потенциале деятелей искусства проектирования рассказала выставка «Архитекторы между делом», открывшаяся в министерстве культуры Новосибирской области. По словам главы ведомства Игоря Решетникова, «профессия архитектора ответственна тем, что именно от него зависит облик городского пространства. Представленная выставка графики и живописи демонстрирует творческий подход к профессии, любовь к родной земле и незаурядный талант новосибирских мастеров».
— Рисунки архитекторов отличает от работ живописцев своеобразная графическая манера, — прокомментировал член Союза художников России Владимир Курилов, организатор выставки. — Они более структурированы, конструктивны, выстроены композиционно и колористически, в них почти всегда читается «инженерное» начало. Именно такие архитектурные пейзажи с течением времени становятся важным источником для краеведов, так как позволяют в подробностях реконструировать виды города в прошлом.
Говоря о практической ценности подобного увлечения, Владимир Курилов привел такой пример. Когда в 1944 году начали восстанавливать полностью разрушенную Варшаву, большую помощь в воссоздании прежнего облика исторической части польской столицы оказали рисунки ее архитекторов, которые в свободное от работы время запечатлевали виды родного города.
Выставка в министерстве культуры открылась в преддверии 125-летия Новосибирска. Представлено около 100 работ наших архитекторов более чем за столетний период. Шедевры хранятся как в частных фондах, так и в Музее истории архитектуры Сибири имени С. Н. Баландина НГУАДИ.
Пользуясь тем, что выставка привлекла внимание прессы и широкой публики, современные новосибирские архитекторы не могли не заявить о своей позиции по поводу нынешнего облика родного города. В частности, заслуженный архитектор России, лауреат премий Ленинского комсомола и Государственной премии РСФСР Владимир Авксентюк отметил:
— Если в прежние времена архитектура была для народа, то сейчас она для инвесторов. А у них какие главные требования? Чтобы по стоимости было дешевле, по площади больше, а архитектура, красота вторичны. Нам нужны независимые конкурсы по проектированию объектов, тогда что-то изменится. Я очень переживаю за то, чтобы наш город остался тем Новосибирском, который мы любим, а не стал копией какого-то западного мегаполиса. Мы, русские, должны сохранять свою идентичность.
Константин Печёрин, главный архитектор научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия области, тоже считает, что для значимых объектов города нужно проводить конкурсы, причем федеральные, а может, даже международные. Сейчас же, по его словам, бизнесмены — заказчики зданий — зачастую пользуются услугами своих карманных фирм. А те, исходя из предъявляемых требований, проектируют невыразительные строения, не считаясь с планировкой города.
Есть мнение, что проблема эта тянется еще со времени правления Никиты Хрущёва, его программы по борьбе с «излишествами». Боролись так, что уже выросло целое поколение, привыкшее к «архитектуре» хрущевок, которое ныне пришло во власть и в бизнес. Найдут ли они в себе силы преодолеть свою практичность и закостенелые взгляды, смогут ли задуматься о красоте родного города, в котором живут сами? Вопрос не риторический для Новосибирска, претендующего на звание туристического центра Сибири.