Короткое замыкание
Производители кабельной продукции разделились: одни борются за качество, другие считают это неважным
В течение 2016, 2017 и 2018 годов Роспотребнадзор и Росстандарт подвергли многочисленным проверкам продукцию кабельных заводов России. Образцы кабеля и проводов закупали в торговых сетях, после чего сертифицированные лаборатории Росстандарта проводили испытания, оценивая их качество. Результаты двухгодичных исследований очень печальны — доля качественной продукции составляет не более 35 процентов.
Тем не менее бракованный товар продолжают продавать магазины. И в этом нет их вины — с сертификатами и прочей документацией у поставщиков формально все в порядке. Когда же потребители или предприятия торговли обращаются в суд, производителям часто удается выкрутиться, но не всегда: в мае этого года Арбитражный суд Новосибирской области вынес решение не в пользу одного крупного кабельного завода — нарушителя технического регламента за последнее время.
О том, почему продукцию этого производителя забраковали эксперты, зачем в России возникла хартия «Честная позиция» и как определить некачественный кабель на глаз, рассказала Ольга Морозова, исполняющая обязанности директора ФБУ «Новосибирский ЦСМ».
Стандарты качества
— Одним из недобросовестных производителей показал себя крупный российский кабельный завод. Ни один из проверенных образцов его продукции не прошел соответствие требованиям стандарта. Как оказалось, завод выпускает продукцию по ТУ — техническим условиям. В этих технических условиях установлены требования ниже норм ГОСТа. Кем утверждены эти ТУ, как проходили метрологическую экспертизу, как проходили соответствие технических условий всем требованиям стандартов — это большой вопрос, — удивляется Ольга Морозова. — Один такой сертификат соответствия выдан в 2014 году какой-то сомнительной новосибирской лабораторией, следов которой обнаружить сейчас не удалось. Сам же орган по сертификации находится в Москве. Спрашивается, зачем предприятию Центрального федерального округа такой странный путь сертифицирования? Почему не пройти испытания и не получить документ в органах сертификации на месте?
Суды, в которых участвуют кабельные заводы, начались в 2013 году и не прекращаются до сих пор. В мае этого года в Арбитражном суде Новосибирской области прошло слушание, инициированное продавцом продукции. Розничная сеть, через которую кабельный завод реализовал продукцию, попыталась опротестовать предписание Роспотребнадзора. В качестве технического эксперта Росстандарта пригласили специалиста ФБУ «Новосибирский ЦСМ».
— Продукция завода не соответствует требованиям ГОСТа, хотя юристы, пытаясь доказать свою правоту, ссылались на то, что свои изделия предприятие выпускает не по ГОСТу, а по ТУ. Однако это неправомерно, — объяснил эксперт. — В «Требованиях единой системы конструкторской документации» четко говорится: «Требования, установленные в ТУ, не должны противоречить требованиям стандартов межгосударственных, национальных, отраслевых, распространяющихся на данное изделие, если это не противоречит национальному законодательству». Данный стандарт распространяется на изделия машиностроения и приборостроения, к которым относятся кабель и провода.
Пренебрегая требованиями ГОСТа, завод изготавливал силовой кабель с маркировкой ВВГ по ГОСТ 31996. Такая маркировка — знак повышенных требований к толщине изоляции, оболочки, классу жилы и иных стандартов, не существует. В ГОСТ 22483-2012 четко указано: существует 6 классов жил, и для каждого сечения установлены параметры электросопротивления. По утверждению эксперта, у продукции данного кабельного завода сечения были такие, что «привязать» их хоть к какому-то из этих классов невозможно, даже к самому низкому по требованию значения электросопротивления.
Загадочное сечение
— Периодически мы сталкиваемся с пострадавшими потребителями этой продукции, — рассказал ведущий инженер. — В наш испытательный центр обращалась строительная компания, которая проложила проводку в новом многоэтажном доме. Монтируя розетки, один из владельцев квартиры обратил внимание, что жила в кабеле довольно тонкая. Написал претензию в строительную компанию. По обращению потребителя были проведены испытания, определено, что нарушены нормы — кабель не удовлетворяет требованиям стандартов, будет перегреваться. Лабораторией был выдан отрицательный протокол. Насколько мне известно, строительная компания демонтировала весь кабель в этом доме и заменила его другим. Вовремя заметили.
Но технический регламент при изготовлении продукции нарушают, увы, и многие другие кабельные заводы. Ольга Морозова показала таблицы с данными о результатах сотен проверок, большая часть кабелей — это брак. Ситуация вокруг продукции кабельных заводов настолько накалилась, что в Москве была создана хартия «Честная позиция», включившая в себя ассоциацию производителей электротехнической продукции. Вступая в нее, кабельные заводы подписывают соглашение, обязуясь принимать меры в случае обнаружения у них изделий ненадлежащего качества.
— По работе ассоциации мы видим, что в 2018 году пошли некие сдвиги, — отметила Ольга Юрьевна. — Доля качественной продукции кабельных заводов сразу же стала выше. Мы хотим привести рынок в порядок, чтобы исключить всю некачественную продукцию. Ведь брак кабельной промышленности — это потенциальная опасность. Ни для кого не секрет, что пожар в «Зимней вишне», по основной версии, — от короткого замыкания в силовом кабеле.