USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Смертельный ЗОЖ

Екатерина КОРИНЕНКО, ИЗВЕСТИЯ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артём КОРОТАЕВ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артём КОРОТАЕВ

Почему российские школьники ненавидят уроки физкультуры

211 случаев смерти детей на уроках физкультуры было зафиксировано в 2016 году, заявляла в октябре министр образования и науки Ольга Васильева. В том же месяце во время занятия скончался красноярский третьеклассник: 10-летнему мальчику стало плохо во время пробежки, на помощь пришли и школьный врач, и медики скорой, однако спасти его не удалось.

Припугнули двойкой
В мурманской школе все обошлось, но в случае серьезной опасности могло закончиться трагически. Школьник упал со шведской стенки, осмотр решили провести учителя. Как выяснила прокуратура, медработника в тот момент не было на месте. Преподаватели повреждений не увидели и попросту отправили ребенка домой. В итоге оказалось, что у него закрытый перелом плеча.

Самым резонансным стал случай, произошедший в забайкальской школе. На уроке физкультуры в школе № 42 в Чите третьеклассница сломала позвоночник. На месяц девочка оказалась прикована к кровати, еще полгода ей нельзя сидеть. Выяснилось, что она выполняла непосильные для себя кувырки, боясь получить неудовлетворительную оценку. Физрук утверждал, что действовал «по учебному плану».

За ребенка вступилась уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Анна Кузнецова.

— Ответственность в школе за ребенка несет прежде всего учитель, — заявила омбудсмен. — На уроках физкультуры во главе угла должны стать здоровье, безопасность, а уж точно не оценки. Если ребенок не может выполнить какое-то упражнение, не нужно его заставлять, а тем более запугивать двойками.

После этого случая инициативная группа обратилась к главе Минобразования с просьбой отменить двойки по физкультуре: как вообще можно оценивать успеваемость по физическим данным ребенка?

Не по плечу
Установленные для уроков физкультуры нормативы не соответствуют физическим возможностям современных российских школьников. К такому выводу пришли специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава, которые провели опрос среди столичных детей. 87 % школьников сложно выполнять нормативы, выяснили ученые.

Например, больше половины учащихся младших и средних классов с трудом подтягиваются, треть школьников не могут отжиматься установленное число раз. Чем сложнее заниматься, тем меньше детям и подросткам хочется появляться на уроках физкультуры.

— Лишь 13,5 процента из них пропускают уроки более трех раз в месяц, — отмечала ведущий научный сотрудник исследовательского института Анна Седова.

Выводы, сделанные по итогам опроса московских школьников, актуальны и для других регионов, уверены в НИИ.

Нормативы, по которым школьникам положены пятерки, рассчитаны на детей, попавших в основную группу по состоянию здоровья. Если брать в расчет данные Роспотребнадзора, таких немного. По информации на осень, всего 12 % от общего числа детей в России абсолютно здоровы. За десятилетие у школьников стали выявлять вдвое больше хронических заболеваний: они диагностированы у 60 % старшеклассников.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева, комментируя случай в читинской школе, подчеркивала, что дети зачастую травмируются на уроках физкультуры из-за того, что преподаватели не знают о состоянии их здоровья. А получить медицинские карты на руки невозможно из-за положений закона о защите персональных данных. С 1 января 2018 года российские школы окольными путями допустили до врачебной тайны: в соответствии с приказом Минздрава они должны получать всю необходимую информацию о состоянии здоровья учеников по итогам медицинского осмотра. Врач собирает своеобразную медкарту, определяет группу для занятий спортом и отправляет все предписания школьному доктору или медсестре.

— Информация не будет уходить дальше медицинских сотрудников, — подчеркивали в Минздраве. — Например, зная, что есть ребенок с определенным диагнозом, они могут докупить препараты в аптечку. Или не дадут лекарство, на которое у ребенка аллергия.

Эффективность этой меры выглядит спорно, если учитывать, что в большинстве школ медработников нет. В НИИ гигиены и охраны детей и подростков Мин­здрава подсчитали: обеспеченность медработниками школьных и дошкольных учреждений составляет 60 %, медсестрами — 77 %. При этом один специалист, чаще всего работающий на несколько ставок в разных школах, разрывается на сотни детей. В Якутии, например, на одного врача приходится 5 тысяч ребят. Медработники зачастую работают посменно то в одной, то в другой школе, а значит, в момент ЧП их попросту может не быть на месте. Из школьной медицины ушли многие специалисты, в том числе из-за того, что на них не распространили дополнительные выплаты, которые получают, например, сотрудники детских поликлиник.

Депутаты Госдумы сейчас готовят законопроект, в котором будет прописано понятие «школьная медицина». Законодатели, в частности, хотят обязать родителей сообщать о проблемах со здоровьем у детей и ввести для преподавателей курсы по оказанию первой помощи. Глава парламентского комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов подчеркивал: в документе планируется прописать, что медработники должны быть как в школах, так и в детсадах.

На физкультуру с удовольствием
Печальная статистика смертей и полученных травм на уроках физкультуры создает замкнутый круг. С одной стороны, занятия несут опасность, а с другой — без физической активности не получится улучшить состояние здоровья детей. Ребенку школьного возраста необходимо активно двигаться как минимум час в день, считают во Всемирной организации здравоохранения.

Минимизировать риски для здоровья — лишь один шаг. Не менее важная задача — добиться того, чтобы дети с удовольствием ходили на физкультуру. Эксперты НИИ гигиены отмечали, что школьникам хочется разнообразия на уроках. Большинство из опрошенных, например, хотели бы больше времени оставлять на спортивные игры.

Власти работают над составлением программы, позволяющей ребенку развивать физические данные, не только приседая, отжимаясь и бегая. Пример — проект «Самбо в школу», в рамках которого третий час физкультуры в ряде школ заменили занятием по этому виду единоборств. За семь лет география проекта расширилась от Москвы примерно на половину российских регионов. По словам президента Всероссийской и Европейской федераций самбо Сергея Елисеева, в проекте участвуют 180 школ, еще почти 450 подали заявки. В плане федерации ввести уроки самбо еще в тысячах образовательных учреждений.

Учителя к нововведению отнеслись настороженно: физруки и так боятся травм подопечных как огня, а на занятиях по единоборству, основанному на боевых приемах, риски еще больше. Однако разработчики программы успокоили: школьников будут учить принципам самообороны, а не силовым приемам. А если ребенок показывает хорошие результаты, ему порекомендуют заняться самбо на более продвинутом уровне отдельно.

— Мы на уроках физкультуры не учим бороться, мы учим детей правильно падать, правильно освободиться от захвата, остановить хулигана на улице. Самбо — это вид спорта, который дает уверенность в жизни, — объяснял Елисеев.