Как бы в сети не попасть
Жители области все чаще жалуются на интернет-мошенников, а Роспотребнадзору не хватает рабочих рук
Два года назад жалоб, связанных с покупками в Интернете, было менее пяти процентов от общего числа обращений по поводу нарушений в сфере торговли. В прошлом году произошел резкий скачок. Недовольных стало больше чуть ли не в три раза.
В 2017 году в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области на интернет-магазины пожаловались 1 486 человек. Глава ведомства Александр Щербатов на прошлой неделе поделился своими данными с депутатами социального комитета. Рост нарушений прав при заключении договоров с использованием Интернета выглядит так: в 2015 году — 4,9 процента от всех жалоб на сферу розничной торговли, в 2016 году — уже 6,9, а в 2017-м — 13,5.
— Речь идет о деятельности так называемых товарных агрегаторов, — пояснил Александр Щербатов. — Они не являются реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, зато аккумулируют все это на своих интернет-ресурсах и выступают в качестве непосредственных получателей денег от потребителей.
Роспотребнадзор разработал законопроект, который сейчас находится на согласовании. Документ позволит четко установить права и обязанности интернет-продавца товаров и услуг и ясно прописывает права потребителей.
Есть проблема другого рода. Хватать за руку нарушителей — рук не хватает. В ряде районов области действуют консультационные пункты, а в Довольном, Краснозёрском, Маслянино, Каргате и Коченёво нужных специалистов нет вообще. В результате в удельном весе обращений в Роспотребнадзор в 2017 году доля жителей мегаполиса, где работа поставлена на широкую ногу, составила 91,8 процента, а жителей области — всего 8,2 процента.