USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Как Бугринский мост поменял место

Анжелина ДЕРЯБИНА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Не все знают, что проектировавшийся Бугринский мост через Обь «подвинули» по результатам исследований новосибирских геофизиков. Проект уже был готов, когда выяснилось, что одна опора приходится на разлом в породе, а значит, опираться ей просто не на что.

Электроразведку в пойме реки Обь специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН проводили на площади размером 2 300 на 235 метров, сканировали глубины грунта до 90 метров. Подряд поступил от петербургского проектного института, разрабатывавшего для Новосибирска третий мост. Говорят, что тем летом 2008 года нашим геофизикам повезло: река была мелкой. Спустя десять лет изыскатели вспоминают, как они бороздили просторы реки. Опыт получился уникальным: по сей день больше не приходилось составлять столь обширную 3D-картину подводного и подземного пространства.

— Геофизические изыскания прописаны строительными нормативами, но не в таком объеме и не в такой продвинутой технологии, как мы это сделали, — вспоминает Евгений Балков, старший научный сотрудник лаборатории электромагнитных полей Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН. — Мы применили самую современную методику и аппаратурную реализацию, которые позволили получить более детальную картину, из-за чего была перепроектирована ось моста.

Исследования напоминали фильм с приключениями. Для начала пришлось договориться на центральном пляже новосибирского Академгородка со спасателями МЧС, которые не пожалели для этого катер с экипажем. К нему геофизики добавили две свои резиновые лодки, грузили аппаратуру и отправлялись в путь.

Сначала катер шел вверх по Оби, отыскивая точку по GPS-навигатору. Затем вставали на якорь, спускали на воду резиновую лодку с аппаратурой и оператором, подстрахованную кабелем. Начинали замеры. Работа эта была непростой, понадобились три жаркие летние недели. За это время сотрудники института досконально обследовали пойменную, островную и русловую части будущей стройки. В результате создали единую объемную карту, на которой хорошо видны скальные, осадочные, дисперсные породы. Секретов не осталось.

— Смысл этих исследований в том, чтобы сократить объем буровых работ, — объясняет Евгений Балков. — Потому что самая точная возможность определить строение подземного пространства — прямой метод, бурение, когда напрямую устанавливается, на какой глубине какие породы. Но бурение — это операция весьма затратная. И невозможно, как правило, в рамках стандартных бюджетов провести бурение настолько часто, чтобы решить проектные задачи. Поэтому используется геофизика, которая позволяет в дополнение к бурению определить строение пространства между скважинами. И тогда получается непрерывная трехмерная картина.