Молоко из Колыбельки
Валентина Клавдеева: «Хочешь получить качественную сельхозпродукцию — будь добр, вкладывай»
В свое время в Колыбельке, в красивом и чистом селе рядышком с райцентром, колхоз был обычным: и зерно выращивали, и за буренками ходили. Сегодня же здесь акцентировали внимание на молочном животноводстве, оставив производство зерна лишь как второстепенное.
И в молочных реках района — 12 600 центнеров за прошлый год — немалая часть произведена в Колыбельке. А удои в 14–17 литров в сутки от местных коров и вовсе самые высокие в Краснозёрском.
Чистое молоко. Чистая прибыль
Места вокруг Колыбельки тяжелые — болотистые, солончаковые. Попробуй получи здесь урожаи запредельные. А вот животноводство себя оправдывает.
— В этом году мы молока больше доим, — отмечает Валентина Клавдеева, руководитель хозяйства. — На 2,5 литра от каждой коровы ежесуточно. За восемь месяцев надой от каждой коровы составил 3 800, и, думаю, без особых усилий к 5 тысячам к концу года дойдем. Конечно, для хозяйства это дополнительные деньги — в осенний период все компании начинают увеличивать цену закупки молока.
Сегодня за литр продукции ЗАО «Колыбельское» получает 22 рубля. В чистую прибыль из них идут шесть. Если умножить на надои от всех 820 коров — сумма немалая. Впрочем, затрат тоже хватает. Хочешь получить качественную продукцию — будь добр, вкладывай. В корма, в людей, в оборудование. Кстати, своей переработки в хозяйстве нет, но зато в каждом доильном отделении, даже в летних, стоят охладители. Шведские, дорогие, в прекрасно подготовленных помещениях — это тебе не дедовский способ охлаждения молока с помощью заготовленного зимой льда. Это — надежно. И себя со временем такое оборудование окупило, позволив сохранить качество и чистоту молока.
Что же до кормов, в рационе здешних буренок чего только нет! Сенажом и силосом, конечно, уже никого не удивишь, но колыбельчане работают по-новому. В меню животных патока, привезенная с сахарного завода аж из-под Барнаула, пивная дробина из Новосибирска и даже… тыквы! А в этом году еще одно новшество опробовали: посеяли кукурузу уже не просто на силос, а для получения зерна. Есть своя плющилка, концентраты. Если такая кормовая добавка надои поднимет, на следующий год посевы этой культуры увеличатся.
Фото из архива ЗАО «Колыбельское»
Кстати сказать, полеводство, пусть и не стало основным производством, в обществе тоже не на последних ролях. В этом году хозяйство закупило немало удобрений — обработанные поля выдали по 18 центнеров жита с гектара. А главное, приобретен еще один комбайн — немецкий «Тукано-450», импортный, мощный, с девятиметровой жаткой. Доверили его Владимиру Толстопятову. Впрочем, и остальные механизаторы ему под стать, такие же надежные: Александр Сулима, Николай Закомалдин, Борис Порохоренко и другие.
По труду и отдача
Вопрос о кадрах для ЗАО «Колыбельское» неоднозначный. Близость к райцентру вносит некоторые сложности: переманивает крупный населенный пункт молодежь… Но те, кто трудится в акционерном обществе, не жалеют, что остались.
— В хозяйстве сегодня работает 180 человек, — комментирует Валентина Георгиевна. — Да, численность большая и, может быть, где-то даже слишком. Есть, например, сферы, где три человека справятся, а работают пять. Почему? Потому что… Потому что, если сократить человека, куда он пойдет? А у него семья, он вырос здесь… Да, стоял у нас такой вопрос — о сокращении коллектива, чтобы и производительность, и зарплату повышать. Но коллектив сказал: не надо повышать зарплату за счет кого-то, будем работать так. Поэтому работаем…
Что же до зарплаты, в ЗАО «Колыбельское» она одна из самых высоких в районе. Средняя за минувшие полгода составила 17 тысяч рублей. А у водителей-механизаторов — 23–24, у доярок — до 28. К концу года, после завершения сезонных работ, будет еще больше.
Собственно, здесь всегда придерживаются такого принципа: по труду и отдача. Из очередной командировки в Голландию в поисках опыта, что можно применить к местным условиям, Валентина Георгиевна привезла идею четного кормления молодняка.
— Ездила туда от фирмы — производительницы кормов для телят. Вернулась, собрала специалистов, поярок. Решили попробовать. Закупили продукцию этой фирмы, получили консультации и предложили своей работнице: если в течение шести месяцев при ежесуточных привесах в 800 граммов выкормишь группу без падежа — один теленок из этой группы твой. И она выполнила условия! Телята в четыре месяца были рослее шестимесячных из обычной группы, а в пять-шесть месяцев давали привес в килограмм.