Безналичный оборот вырос почти вдвое
Переходу граждан на «пластик» способствуют удобство оплаты безналичным способом, бонусные программы банков и развитие платежной системы «Мир»
Доля россиян, которые совершают оплату покупок с помощью банковских карт, за последние три года выросла почти вдвое.
Уже фактически треть граждан предпочитают рассчитываться безналичным способом. Об этом свидетельствуют данные опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), с которым ознакомились «Известия». Официальная статистика Банка России подтверждает тренд. Число безналичных операций с 2015 года выросло почти вдвое, а их объем — в 1,4 раза. При этом количество карт в обращении увеличилось всего на 9 %. По прогнозам экспертов, оборот по картам к 2020 году вырастет еще вдвое. Впрочем, эксперты предупреждают, что доля безналичных трансакций достигнет 50 % не скоро.
Из числа граждан, которые предпочитают оплачивать товары и услуги с помощью карт, 2 % выбирают для расчетов только карты, а 26 % чаще используют «пластик», чем наличные. В то же время число тех, кто оплачивает покупки преимущественно наличными, снизилось до 71 %. Из них 34 % рассчитываются только наличными, 37 % — чаще наличными, чем картой.
Доля владельцев банковских карт за два года выросла на 4 п. п. — до 75 %. Граждан, не имеющих кредитки, но планирующих ее оформить, за рассматриваемый период также стало больше: в 2015 году их доля составляла 4 %, в 2017-м — 6 %. Число россиян, у которых нет желания заводить «пластик», с 2015-го снизилось на 5 п. п. — до 18 %.
Тренд на увеличение безналичного оборота подтверждает и статистика ЦБ. В первом квартале 2017 года в обращении находилось 251,7 млн карт. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года их количество выросло на 9 %. При этом число активных карточек, с использованием которых регулярно совершались операции, увеличилось на 17 % — до 138,3 млн. Количество безналичных операций выросло на 82 % — до 5 млрд, а их объем — на 46 %, до 12,1 трлн рублей.
— Население приобщалось к использованию карт для покупок постепенно, — отметила руководитель направления финансовых исследований аналитического центра НАФИ Ирина Точилинская. — Все началось с зарплатных карт и «пластика» для начисления пенсий, стипендий и других выплат в определенном банке. Для многих категорий граждан безналичная оплата поначалу была отпугивающей и сложной, но эти барьеры постепенно ушли.
По прогнозам вице-президента банка ТКБ Игоря Антонова, привыкание, удобство, различные бонусные и кредитные программы будут способствовать росту безналичного оборота на 1–2 % ежегодно. Вице-президент ВТБ24 Алексей Киричек уверен, что сумма безналичных платежей по банковским картам к 2020 году вырастет до 21 трлн рублей, что почти вдвое больше текущего показателя.
— Это будет происходить за счет существенного роста количества безналичных трансакций по картам, но при снижении среднего чека, — пояснил Алексей Киричек.
Начальник управления развития продуктов Бинбанка Алексей Охорзин добавил, что особенное влияние на рост безналичного оборота окажет и дальнейшее распространение карт «Мир».
— Предполагается, что эта карта будет у каждого жителя страны, а все торговые точки подключат к программе лояльности, которая сделает безналичную оплату еще более выгодной, — отметил Алексей Охорзин. — Плюс к этому нефинансовые сервисы. Наглядный пример: пожилой человек с помощью карты «Мир» сможет и получать пенсию, и записываться к врачу, и ездить на общественном транспорте, и оплачивать лекарства в аптеке, к тому же получать за это моментальный кешбэк.
По словам Игоря Антонова, увеличению безналичного оборота мешает слабое развитие сети POS-терминалов в регионах, особенно в городах с населением до 100 тысяч жителей. Поэтому, по словам начальника управления развития банковских карт и трансакционного бизнеса Абсолют-банка Алексея Перова, доля безналичных трансакций вряд ли в ближайшее время достигнет 50 %, учитывая масштабы страны и неравномерное развитие регионов.
Вице-президент ТКБ добавил, что важным сдерживающим фактором, влияющим на рост безналичного оборота, является практически полное отсутствие безналичных операций в высоком ценовом сегменте: в силу низкой маржинальности торговцы автомобилями, недвижимостью и некоторыми другими дорогостоящими группами товаров предпочитают работать с наличными, стоимость обработки которых ниже примерно в пять раз.