Император Николай II – основатель Новосибирска?
Наш город молодой и уникальный в прошлом году отметил свой 123-й день рождения. Благодаря своему феноменальному росту Новосибирск попал в Книгу рекордов Гиннеса. Трудно представить, что всего 120 с небольшим лет назад на его месте шумела тайга, а сейчас это третий по численности населения город России, который по праву называют столицей Сибири.
Загадка истории города
Попробуйте поинтересоваться у новосибирцев, кто является основателем их города. Большинство жителей этого современного развитого мегаполиса с трудом ответят на этот вопрос. В лучшем случае вспомнят фамилию Гарина-Михайловского, инженера-путейца, которого официальные власти в 60-е годы ХХ века назначили быть основателем.
Однако возникает вопрос, как вообще можно было так долго и всерьез придерживаться идеи, что некий инженер решал важные стратегические задачи, которые уполномочен решать только глава государства.
Сейчас есть любопытные опровержения мифа об «основателе» Гарине-Михайловском у исследователей истории города. Профессор, член-корр. РАЕН Г.Г. Чибряков на основании новых архивных данных утверждает, что этот инженер не имел отношения к тем подвигам, которые ему приписали. В первую очередь это касается выбора места для строительства моста, который, как считается, дал начало новому городу. Г.Г. Чибряков, ссылаясь на исследования А. Садырова, пишет: «…еще в июне1823 г. «в село Кривощековское прибыл комиссар 10-го класса Чиев с командой для промера поперечника реки Оби по створу Кривощековской волости», т.е. в месте будущего моста.
C того времени, за 70 лет до появления в Приобье мифического основателя города Гарина-Михайловского, стало известно, что здесь Обь имеет скальные берега и самое узкое сечение реки. Однако и эти выводы Чиева были приписаны писателю-путейцу».
И.В. Поповский, зав. кафедрой архитектуры гражданских зданий НГАХА, доцент, член союза архитекторов России НСАР, говорит: «Существует красивый миф: Гарин-Михайловский выгнал взяточников, которые пришли, чтобы дорога прошла через Томск или через Колывань. Не было такого. Очень интересная была сумма взятки, она все время росла и дошла до 5 миллионов рублей. Стоимость железнодорожного моста была 4 миллиона 600 тысяч рублей. И, конечно, Гарину-Михайловскому не могли предложить такую сумму. Вероятно, эта сумма произошла и от стоимости моста, и от той экономии, которую этот переход сделал (5 млн. руб.). Известный публицист Никульков написал книгу «Человек из будущего». Соответственно, Гарин-Михайловский стал известен в 60-х годах как основатель города. Это было красиво, это был период поэзии. Новосибирску не хотелось выглядеть купеческим городом, и тут оказалось, что… в основании города есть писатель Гарин. Население города настолько «купилось» этой легендой, что до сегодняшнего дня каждый человек почитает его самым главным основателем города Новосибирска» (сайт «Библиотека сибирского краеведения»).
— В архивах есть свидетельства о странностях этого человека: в своем имении он пахал на верблюдах, селекционировал мулов, в Москве жил «шведской семьей» с двумя женами и 11 детьми, давал деньги социал-демократам на убийство полицейских, — говорит экс-пресс-секретарь Западно-Сибирского УВД на транспорте Александр Агалаков. — Известно еще об одном некрасивом, мягко говоря, факте из его жизни… Он взял в госказне 2,4 миллиона рублей на поставку сена для русской армии, но деньги промотал и ожидал суда. Ему простили этот должок… после смерти, последовавшей в 1906 году от неумеренного употребления возбуждающих средств…
Этот инженер стал известен благодаря своим книгам. Кстати, двойная фамилия путейца возникла много позже его кончины: Гарин – это псевдоним Михайловского, который помимо вышеперечисленных увлечений писал книги. В 1916 году вышло его полное собрание сочинений – 8 томов. Издание повторили в 50-е годы прошлого века. Тогда же встал вопрос о памятнике: коммунисты помнили, что 100 тысяч рублей из украденных из царской казны миллионов Гарин передал им на революционную борьбу. Тем более, его друг Горький записал скоропостижно скончавшегося приятеля в пантеон столпов соцреализма».
Несмотря на неопровержимые свидетельства несостоятельности легенды об основателе Гарине-Михайловском, эта версия до сих пор остается официальной.
Более того, «…на 100-летие Новосибирска его именем названы привокзальная площадь и станция метро, а во дворе школы № 151 установлен бюст, выполненный скульптором А. Крутиковым. На странице школьного сайта с видом на памятник «отцу-основателю» имеется девиз со словами о завещанной нравственности и чести… Но это просто цинично – о какой чести можно говорить?!
«Гарино-михайловцы» напористо и массированно защищают партийный фольклор о первооткрывателе перехода, который больше прославился другими делами – неблаговидными. Зачем эта ложь? Зачем прославлять никчемного инженера, азартного афериста и, конечно, спонсора красного террора, развязанного в революцию 1905 года?» –говорит Александр Агалаков. Кого же мы, благодарные потомки, должны почитать за «отца-основателя»?
И почему ответ на этот вопрос до сих пор неизвестен широким слоям населения?
Вызывает удивление, что в истории Новосибирска, изложенной на официальном сайте мэрии, упоминаются инженеры, архитекторы, первые учителя и другие значимые жители города, которые имеют отношение к его основанию и развитию, но совершенно отсутствует имя человека, благодаря которому состоялись важнейшие для города даты и события.
Все эти даты и события, с конца XIX века вплоть до 1917 года, относятся ко времени правления последнего русского императора, когда Россия переживала невероятный экономический бум и исторически небывалое расширение своих границ.
Управлял страной император, как сейчас принято говорить, в «ручном режиме», т.е. «самодержавно», как было принято говорить раньше, т.е. лично и обстоятельно вникал во все важные вопросы и определял стратегию развития.
Под покровом забвения до сих пор остаются судьбоносные решения и неоцененный вклад последнего императора Николая II в строительство и развитие города.
Это и является загадкой: почему замалчиваются очевидные факты, хорошо известные специалистам-историкам, и кому это нужно?
Роль Николая II в судьбе Новосибирска
Сначала следует напомнить читателям, что город был построен на царских кабинетных землях, наследных землях последнего русского монарха, и вплоть до 1926 года носил его имя – Ново-Николаевск. Перечислим вкратце эпизоды истории города, в которых его роль, как основателя, бесспорна.
Начало строительства. Выбор места
События, в корне изменившие всю историю Сибири, начинаются весной 1891 года.
Сотрудник музея города Новосибирска им. Ю.В. Кондратюка Константин Голодяев в статье «120 близится, а памяти все нет», опубликованной в газете «Комсомольская правда» от 25.03.2011, приводит перечень значимых дат, относящихся к основанию посёлка мостостроителей.
1891, 17 (29 – по н.ст.) марта – император Александр III издает Высочайший рескрипт на имя своего сына Николая о начале строительства Транссибирской магистрали: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».
19 (31) мая 1891 года Николай Александрович, будущий император Николай II, во время путешествия по странам Востока после 13-летнего обучения торжественно открывает близ Владивостока (Куперовская падь) строительство Транссиба, самой длинной железной дороги в мире. На церемонии закладки цесаревич собственноручно отвез тачку земли на полотно дороги. Создается имперский Комитет по строительству магистрали, который возглавляет 21-летний цесаревич Николай Александрович, и в дальнейшем, будучи императором, он руководит всеми этапами проекта.
1892, 16 (28) апреля – Министр путей сообщения Сергей Юльевич Витте внес в Комитет министров Российской империи представление N 9300 с изложением результатов изысканий 1891 года. Благодаря настойчивому убеждению Витте 5 (17) мая Кабинет утверждает строительство Западно-Сибирского участка Сибирской железной дороги и направление Средне-Сибирского участка.
Но до конца 1892 года в столичных кабинетах велся спор о большей выгоде для казны строительства не мостов, а паромных переправ, предложенных и отстаиваемых Н. Гариным-Михайловским. Исходя из его предложений, надо было строить не мосты, а переправы; строить узкоколейную железную дорогу; строить не вокзалы, а небольшие станции, «а на остальных станциях пассажирские здания возможно было бы временно заменить комнатой при казарме».
1893, 10 (22) февраля – первое заседание Комитета строительства Сибирской железной дороги под председательством наследника Цесаревича Николая Александровича, где принимается решение о постройке не понтона, а моста через Обь возле Кривощекова, небольшого поселения на левом берегу Оби, основанного в начале 18 века. Здесь был наиболее узкий и удобный для строительства моста створ реки.
Рассматривалось несколько вариантов маршрута строительства, например, через Колывань и Томск, который тогда считался столицей Сибири. Однако ввиду того, что дорога была стратегической, и царскому Кабинету надо было ее строить быстрее, было принято прагматичное решение: не прокладывать дороги через центры городов, чтобы избежать лишних расходов на выкуп земель и проблем с землевладельцами.
16 (28) февраля на многолюдном совместном заседании Комитета министров и Департамента государственной экономии это решение утверждается окончательно.
1893, 27 февраля (11.03) – Император Александр III высочайше соизволил утвердить решение Комитета министров и «дал зеленый свет» строительству моста у Кривощеково.
Приезд партии мостостроителей 30 апреля 1893 года на место будущего поселения принято считать официальной датой рождения города, точкой отсчета стремительной истории нового города.
В наше время, в июне 2012 года, в Новосибирске состоялось торжественное открытие памятника Александру III на месте, где был построен мост через реку Обь.
Возведению памятника предшествовали бурные дискуссии. Вот что писали об этом новосибирские СМИ:
«Эксперты-историки расходятся в оценках, кто из русских императоров более достоин памятника в Новосибирске: Александр III, практически не имевший отношения к основанию города, или Николай II, непосредственно занимавшийся строительством Транссиба… Он искал деньги, определял конфигурацию трассы, в том числе при его содействии и при личном участии Сергея Юльевича Витте был выбран так называемый «кривощековский вариант», давший импульс развитию Новосибирска…
«На комиссии я выступал против строительства памятника, – рассказал доктор исторических наук Михаил Шиловский. – Да, Александр III подписал указ, заставил начать строительство Великого Сибирского пути, и в Иркутске ему уже стоит памятник, как инициатору строительства. Но в Новосибирске, если следовать логике, нужно было бы поставить памятник Николаю II, который реально руководил проектом.
Именно при его непосредственном участии был выбран «Кривощековский вариант», хотя, например, томские и колыванские купцы давали взятку, чтобы дорога прошла через их город. Колыванцы даже наняли частным образом инженеров и снарядили изыскательскую экспедицию, которая должна была обосновать строительство железнодорожной магистрали именно у них. Так что, если бы не Николай и не Витте, который доказал, что с экономической точки зрения надо строить в Кривощеково, возможно, Новосибирска бы и не было».
Строительство Храма Александра Невского
Храм Александра Невского построен по инициативе Николая II. «2 марта 1896 года Указом Его Императорского Величества под храм было выделено 2 400 кв. сажен (почти1,1 га) его кабинетской земли. Земля Алтайского горного округа ещё со времён Елизаветы Петровны была в личной собственности царствующих особ и передавалась ими по наследству. Кроме того, 4 апреля Николай пожертвовал на строительство церкви 5000 рублей».
Великолепный храм из красного кирпича спроектирован по образу питерского храма «Ликующая Божья Матерь» в византийском стиле. Землю выделила императорская семья, а также 5000 рублей на строительство. Были выписаны из Италии каменщики для строительства Храма, из Голландии привезли плитку, которой был устлан пол. Императорская семья делает бесценный дар: две иконы из Афона – «Пантелеймона Целителя» и «Иверской Божьей Матери» и золотые ризы.
На долгие годы Храм стал средоточием духовной жизни города.
Давайте зададимся вопросом, чем оправдан такой размах? Все только начиналось, еще никакого города нет, мост был сдан только 1897 году, есть небольшое поселение, деревянные дома, грязь кругом, а царь строит Соборный храм, который достоин большого города.
Значит, образ будущего города уже был в голове императора, у него в планах он был. Это, несомненно, говорит о его дальновидности и стратегическом мышлении.
В 30-е годы Храм несколько раз пытались взорвать, но расчеты показали, что если взорвать Храм, то на воздух взлетит Обком партии на пл. Свердлова. К счастью, его оставили в покое, и власть сделала там архив кинохроники. Иконы исчезли. Только в 80-е годы ХХ в. была найдена икона Иверской Божьей Матери и возвращена в Храм.
Поселение становится городом
1895, октябрь – решение общего схода населения: «Поселок Кривощековский, ввиду постройки церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского, переименовать в Александровский». Но это название просуществовало недолго.
В ходатайстве того же схода от 03 (15) декабря – о преобразовании «в посад или город» – в документе поселок уже назван Ново-Николаевским.
И 08 (20) декабря 1896 года в министерство внутренних дел было официально представлено ходатайство жителей о переименовании поселка Александровского Томской губернии в Ново-Николаевский «в честь Его Императорского Величества, благополучно ныне царствующего Государя Императора Николая II». Итак, с 1895 жители поселения стали добиваться статуса города.
1903, 28 декабря (10.01.1904) – Государь Император Николай II подписал рескрипт № 747-47, согласно которому «поселение Ново-Николаевск при станции Обь» возводилось в степень безуездного города с площадью 881 десятин 2260 квадратных сажень с упрощенным городским управлением (собранием городских уполномоченных) и правом выкупа кабинетных земель. Городским старостой избран барнаульский купец И.Т. Суриков.
1908, 11 (24) ноября – Николай II утвердил положение Совета Министров о введении в городе Ново-Николаевске Томской губернии городового управления в полном объеме. Появляется первый городской Голова – образованный колыванский купец, выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета Владимир Ипполитович Жернаков.
Таким образом, уже только за эти решения Николая II можно назвать родоначальником города, но дальше случились драматичные события.
Восстановление после пожара
В 1909 году в городе случился чудовищный пожар, сгорело более 800 домов, 22 квартала. Более 80% города, который был деревянным, превратилось в сплошное пепелище.
Встал вопрос, будет ли город дальше продолжать свое существование.
Буквально сразу же императорским указом компенсируется более половины ущерба города, начинается подвоз леса и стройматериалов, которые бедноте выделяются бесплатно, а гражданам со средним достатком – по себестоимости.
Трагедия взволновала всю страну, вызвав всплеск сочувствия и желания помочь новониколаевцам. На этой волне в 1910 году город получил ссуду – по разным данным, до 400 тысяч рублей (60 % – из казны). Император выделил 150.000 рублей личных денег на восстановление города.
Устанавливается правило, по которому дома должны иметь первый этаж каменный. И город стал быстро строиться заново.
Так воля императора дала новую жизнь нарождающемуся городу.
Особое место в истории города, конечно, занимает первый городской голова, Владимир Ипполитович Жернаков, человек с государственным стратегическим мышлением, деловой хваткой и беззаветным служением Родине.
Восхищает уникальная история, как быстро и гениально был решен вопрос с всеобщим начальным образованием. Городское начальство приняло нестандартное решение в сложившейся ситуации. Руководство решило направить большую часть полученных денег на строительство школ. Знаменитые «крячковские» школы были названы по имени молодого талантливого архитектора из Петербурга Крячкова, который спроектировал настоящие дворцы. Проект был реализован в рекордные сроки.
Всего за два года – в 1911-1912 годах были построены здания двенадцати школ.
Здания были оборудованы автономной системой освещения и отопления, водопроводом и канализацией, что для города было еще совсем в диковину. Они были рассчитаны на разное количество учеников – от 150 до 250. Расположение школ архитекторы тщательно продумали: практически от каждой точки в густонаселенной части города можно было добраться до одной из школ, преодолев расстояние не более 500-800 метров.
Из рассказов очевидцев известно, что дети приходили задолго до начала занятий, ждали, когда откроется школа, и долго не хотели уходить после окончания занятий. Это были настоящие храмы.
В 1912 году власти Ново-Николаевска официально вводят всеобщее начальное образование (к тому времени всеобщее начальное образование было введено только в Ярославле). А в 1913 году молодой город становится лучшим в России по начальному образованию.
Было построено также реальное училище, которое носило имя Дома Романовых. В семи классах реального училища получали среднее образование 240 учащихся – будущих инженеров и коммерсантов. Здесь они готовились к поступлению в технические институты. Там даже была построена обсерватория. Оборудование и телескопы для обсерватории были выписаны из Германии, из г. Цейса.
В городе также была 1-я женская гимназия.
Вложения в образование оправдались. Через несколько лет в городе появилось много молодых образованных амбициозных людей, которые и обеспечили потом бурное развитие города.
В России за время царствования Николая II «общие расходы на культуру и образование выросли в 8 раз, более чем в два раза опережая затраты на образование во Франции и в полтора раза в Англии» (из книги «Покаяние спасет Россию. О царской семье» Т. Микушиной, О. Ивановой, Е. Ильиной). И наш юный город был в авангарде. Новый импульс развитию.
Город становится мультимодальным транспортным узлом
Когда Александр III принимал решение о строительстве Транссиба, он настоял на том, что дорога должна строиться только на отечественные средства, причем государственные, и только из отечественных материалов. Транссиб был гордостью империи. «В азиатском железнодорожном строительстве в России главным было даже не экономическое освоение территории, а удовлетворение стратегических интересов. Российская империя тогда составляла 17 % земной поверхности… Когда Транссиб был построен, главная задача – контроль империи за азиатской частью России – была решена. Даже несмотря на поражение в Русско-японской войне, благодаря Транссибу, Дальний Восток остался российским», – пишет Дмитрий Негреев (Политсиб.РУ. 03.04.2012).
Параллельно со строительством Транссиба пришло осознание необходимости строительства других железных дорог, которые бы входили в него. В Сибири их было четыре. Среди них самая крупная – Алтайская, которая должна была идти от Транссиба до станции Семипалатинск с веткой «Алтайская – Бийск» и соединить Сибирь с богатейшими алтайскими землями. Оставалось определиться, откуда строить ветку.
В своем стремлении развивать вверенный ему город В.И. Жернаков начинает изучать ситуацию. Он понимает: если отправной станцией станет Ново-Николаевск, это даст городу невероятный толчок для развития. Городской голова Ново-Николаевска в течение трех лет проводит изыскания и пытается убедить имперскую Комиссию по железным дорогам в том, что прокладывать дорогу на Семипалатинск нужно именно от станционного городка Ново-Николаевска.
«В итоге 3 июня 1912 года состоялось главное для будущего Новосибирска событие: жернаковский вариант прошел Высочайшее утверждение, и Ново-Николаевск в одночасье стал крупнейшим в России мультимодальным узлом – южный транспортный луч автоматически изменил статус всех остальных, они превратились в транснациональные.
С этого времени в Ново-Николаевске начался невиданный по темпам экономический бум. В 1915 году, когда строительство железной дороги Ново-Николаевск – Семипалатинск еще только подходило к концу, в городе при 70 тысячах населения работало 7 банков».
Уже в первые два десятилетия своего существования Ново-Николаевск занял ведущее место среди городов Сибири. В городе начинает работать телефон и электростанция, действуют ипподром, типографии, кинотеатры, любительские театры.
Символом того времени стала часовня святого Николая Чудотворца, которая была построена по случаю 300-летия Дома Романовых, как точный географический центр страны, и торжественно открыта в 1914 году на главной улице, которая называлась Николаевский проспект».
В1933 г. часовня была разрушена и восстановлена в 1993 г. к 100-летию города. В основание строители положили капсулу с землей из Ганиной ямы – места, где были уничтожены останки царской семьи. Сейчас часовня по-прежнему считается географическим центром России и символом Новосибирска.
В1917 г. в городе проживает уже 107 тыс. человек.
Таким образом, вся история Новосибирска – Ново-Николаевска до 1917 года связана с именем последнего императора. Выбор места и решение о строительстве моста через Обь, давшее начало городу, рескрипт о создании города, решение о соединении южной ветки железной дороги с Транссибом через Ново-Николаевск, сделавшее город крупнейшим транспортным узлом, восстановление города после сокрушительного пожара1909 г. – все это характеризует императора Николая II как дальновидного, мудрого и заботливого правителя.
Эти заслуги императора, как и многие другие его свершения для России, выпали из поля зрения общественности, они замалчивались в годы Советской власти и продолжают замалчиваться сейчас в угоду непонятно какой конъюнктуре. Нет, наверное, настолько незаслуженно оклеветанного, оболганного и преданного человека в истории человечества, как наш император Николай II, Помазанник Божий.
Однако правда рано или поздно восторжествует. Способствовать этому – наша с вами ответственность.
Хочется закончить статью словами одного из блогеров, участников НГС-форума:
«Как же так получилось, что лавры основателей города достались совсем другим людям – Гарину-Михайловскому, Тихомирову, Будагову и пр.? Все дело в том, что после революции 1917 года имя последнего русского царя было предано новой властью… идеологическому проклятию и почти вычеркнуто из истории нашей страны. Любое упоминание о Николае II в положительном смысле (тем более в связи с основанием целого города) было невозможно. Но свято место, как говорится, пусто не бывает. Взамен истинного основателя города фальсификаторы истории нашли целый список фальшивых...
Прошло уже 20 с лишним лет с момента снятия идеологического запрета с имени Николая II, переменилась власть, страна стала другой. Однако историческая справедливость в отношении последнего русского царя в нашем городе так и не восстановлена. Нет не только памятников Николаю II, но даже упоминаний об этом человеке в связи с основанием Новосибирска в местных СМИ, на официальных мероприятиях, в школьной программе и т.д.
В связи с этим обращаемся ко всем новосибирцам (и прежде всего – к властям города с просьбой исправить эту историческую несправедливость и воздать должное имени последнего русского императора. Необходимо разработать специальную программу по увековечиванию в нашем городе памяти Николая II как основателя Новосибирска, начиная с корректировки школьных учебников по истории и заканчивая созданием соответствующих памятников, переименованием улиц, созданием музея т.д. Пора, наконец, прекратить быть манкуртами – людьми без исторической памяти».
Автор статьи благодарит сотрудника музея Новосибирска имени Кондратюка Хлебникову Ирину Петровну за профессиональные консультации.