Земельная ревизия
Депутаты Заксобрания объяснили, почему брошенные поля могут остаться невостребованными
Региональные ведомства Россельхознадзора, Росреестра и минсельхоз области проверяют целевое использование земельных участков. Согласно закону, собственник может лишиться земли, если в течение трех лет не использует ее по назначению.
Но что происходит в реальности? Об этом напомнил председатель ЗАО «Племзавод «Ирмень», областной депутат Юрий Бугаков на заседании комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Новосибирской области.
Во время визита в Новосибирск председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева Юрий Бугаков задал вопрос о целевом использовании земель сельхозназначения: «Нашему хозяйству не хватает земли, а рядом паевые земли, заросшие бурьяном, — арендованные, но не используемые. Взять их невозможно — это самозахват, а значит, уголовное наказание. Закон о земле не работает — в России в настоящее время 50 миллионов гектаров брошенных земель». Тогда же премьер предложил изменить земельное законодательство.
Юрий Бугаков инициировал рассмотрение этого вопроса в Заксобрании и предупредил, что возвращение брошенных земель в сельхозоборот с каждым годом осложняется.
На этот раз депутат был еще резче: земли зарастают уже не бурьяном, а деревьями, а это значит, что они никому не будут нужны — слишком велики затраты на рекультивацию.
Вполне разумные предложения известного агрария упираются в обстоятельства, о которых сообщал Росреестр: значительная часть земельных участков Новосибирской области до настоящего времени не имеют уточненных границ и не зарегистрированы в установленном порядке. Разного вида собственников насчитывается не менее 25, в том числе долевых, тех, кто получил землю в своем хозяйстве, но так и не сумел правильно ею распорядиться. По этой категории вообще нет механизмов изъятия. А значит, любые операции по изъятию, передаче, продаже невозможны.
С 2015 года в регионе идет работа по инвентаризации земель сельхозназначения. Полную картину, по оценкам правительства, область получит к 2017 году. Депутаты высказали сомнения в реальности этих сроков, но даже при их соблюдении остается угроза безвозвратной потери угодий, которые еще сегодня были бы востребованы эффективными собственниками.
Такие разные земли. Фото Юрия Белоусова
Инвентаризация, несомненно, нужна, необходимо установить, кому принадлежат участки сельскохозяйственных земель региона, как они используются, какие культуры и в каком количестве на них выращивают. Однако депутаты профильного комитета все же считают, что наряду с этой глобальной задачей нужно попытаться решать локальные практические проблемы. Тем более что далеко не все земли в итоге смогут найти себе хозяев.
— Все залежные земли мы в оборот все равно ввести не сможем. Первым делом нужно сконцентрироваться на тех участках, где уже есть потенциальные инвесторы, — уверен глава комитета Олег Подойма.
Его поддержал депутат Александр Манцуров:
— Вряд ли стоит тратить бюджетные деньги, изымать у недобросовестных собственников участки и выставлять их на аукцион без уверенности, что найдутся желающие взять их в обработку. Если есть потенциальный инвестор, то местная администрация должна запускать точечный процесс изъятия в пользу конкретного собственника.
Депутат Денис Субботин предложил обкатать систему изъятия сельхозземель на примере Ордынского района:
— Здесь есть земли, которыми могут заинтересоваться потенциальные инвесторы, есть брошенные земли и есть конкретный инвестор — племзавод «Ирмень», готовый их обрабатывать. Конечно, нужна в целом информация по области. Но, занимаясь общими вопросами, необходимо отработать весь алгоритм на конкретном районе.
О своем опыте изъятия залежных сельхозземель рассказал депутат, директор ЗАО «СХП «Ярковское» Глеб Поповцев:
— В этом году я убедился, что это крайне сложный вопрос. Администрация должна найти пайщиков, подать иск в суд, что далеко не всегда возможно. Стоит на примере Ордынского района отработать методику изъятия всех видов земель, в том числе паевых, тогда будет проще решать общие вопросы на уровне области.
В итоге комитет принял решение по реализации пилотного проекта, предложенного депутатами, им будут заниматься наряду с законодателями специалисты регионального минсельхоза.
ДОСЛОВНО
Олег ПОДОЙМА, председатель аграрного комитета Законодательного собрания Новосибирской области:
— По предварительным данным, в регионе не используется около 860 тысяч гектаров. По 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельхозназначения» надзорные органы должны в течение трех лет собирать данные, а потом в суде доказывать, что земля не используется. При самом благоприятном ходе процедура изъятия растягивается на пять лет.