Где же вы, агитаторы, горланы-главари?
Почтовые ящики не забиты листовками кандидатов в депутаты. Почему?
14 партий, 45 кандидатов — вот сколько активных субъектов, заявивших о своем стремлении попасть в Государственную думу РФ и получивших регистрацию в избирательной комиссии Новосибирской области.
Даже «Советская Сибирь», с ее уже почти столетним политическим опытом, напряглась в ожидании наплыва агитационных материалов. Ведь масса партий (в канун выборов их было зарегистрировано почти 80) мечтали выйти на большую арену политики, чтобы завоевать сердца, истосковавшиеся по плюрализму!
Ну допустили, ну либерализовали
Тут уместно напомнить, что вопрос о честности прошлых парламентских выборов, состоявшихся 4 декабря 2011 года, «рассерженные горожане» напрямую связывали с ужесточением выборного и партийного законодательства, вследствие чего в стране осталось только семь зарегистрированных партий. Тогда накануне выборов известные деятели культуры, в том числе Олег Басилашвили и Эльдар Рязанов, подписали письмо с требованием «снять запрет на регистрацию партий и обеспечить доступ к выборам всех политических сил».
Ну, сняли, ну допустили, ну либерализовали… Теперь у нас почти 80 партий. И что? Кто-то пошел в массы агитировать за свои идеи? Привлек внимание к себе интересной, креативной кампанией? В ответах на вопросы обозревателя «Советской Сибири» представители непарламентских партий сетовали на недостаток средств, на спад в экономике и отсутствие в связи с этим спонсоров…
Мелочь, конечно, но непонятно: многие даже не сочли нужным бесплатно разместить свои агитационные материалы, в том числе и в «Советской Сибири», которая по закону в обязательном порядке предоставляет для этих целей газетные площади. Как это понимать? Слишком уверены в своей победе? Или не видят смысла в борьбе с сильными соперниками и не надеются набрать необходимые пять процентов для «входа» в палату парламента?
Без аффектации
Насколько оповещены новосибирцы о предоставляемом им выборе? Ответом будут итоги голосования. О кандидатах даже неосведомленные люди смогут узнать в день выборов — сведения о них будут размещены на избирательном участке. Можно будет ознакомиться и с программами партий.
Но в целом эксперты оценили предвыборные кампании всех партий как недостаточно активные. Политолог Алексей Осипов считает, что агитационные усилия партий и кандидатов уравновешенные, кампания проходит без аффектации. Такое поведение характерно для относительно спокойного периода во внутренней политике. «Большинство избирателей давно определилось в своих партийных предпочтениях, это тоже создает ощущение устойчивости политической системы. Тем не менее в обществе есть запрос на новые лица и идеи, это сказалось на отборе кандидатов, в том числе и парламентских партий. Поэтому их ряды могут немного сжаться, если соперникам удастся оттянуть некоторое количество голосов», — предполагает эксперт.
Издержки спокойного агитационного периода, по его мнению, могут сказаться на явке, потому что напряжение в отношениях партий друг к другу обычно создает интригу и поддерживает активный интерес к дню голосования.
А вот народный эксперт — жительница Кировского района Лариса Косачева удивляется, что разрешено в агитации использовать имя президента. Одни ссылаются на совпадение позиций и планов, другие прямо заявляют, что голос за них — это голос против Путина. «Меня это удивляет, потому что так можно проиграть, но, наверное, цель другая — просто узнать, сколько людей не одобряют политику действующей власти. Мне кажется, что в Новосибирске это не пройдет», — уверена избирательница. Она считает, что агитация действует сильнее, если у партий много отделений, они работают в округах и люди это видят. Пытаясь делать прогноз, Лариса Косачева говорит: «В целом у меня такое впечатление, что избиратели довольно консервативны, и больших изменений в Думе я не жду. Выберут узнаваемых».
У члена региональной общественной палаты Натальи Полищук схожее мнение: «У меня такое впечатление, что наш партийный истеблишмент решил, что избиратели политически зрелые уже и не стоит сильно тратиться на рекламу. Раньше во время предвыборной кампании были какие-то телефонные опросы, обходы по квартирам, почтовые ящики ломились от листовок и не виданных ранее газет. Нынче ничего этого нет. Насчет явки могу только сказать о собственных ощущениях от бесед с соседями: каких-то выражений недовольства я не слышу, все настроены довольно позитивно. А когда все хорошо и ничего не хочется менять, то такая пассивность может сказаться на желании голосовать. Если к тому же продержится хорошая погода, то горожане могут застрять на дачах».