Областной бюджет должен жить без дефицита
«Несмотря на все разговоры о том, что сейчас непростая экономическая ситуация, я думаю, мы преодолели пик дискуссий на тему «Что делать? Как быть?» и теперь просто работаем в этих условиях, ищем новые способы решения задач, как и все предприятия и предприниматели в нашем регионе, да и в стране в целом», — говорит Виталий ГОЛУБЕНКО, заместитель председателя правительства — министр финансов и налоговой политики Новосибирской области. Об исполнении бюджета 2016 года, о том, сбываются ли финансовые прогнозы и повысятся ли зарплаты врачей сельской местности, — в интервью министра.
Бюджет — это прежде всего доходы
— Виталий Юрьевич, как исполняется бюджет с начала этого года?
— Напомню, что у нас общий план по доходам на 2016 год — 106,3 миллиарда рублей. Его мы выполнили по итогам первого полугодия этого года на 50,4 процента. В абсолютном выражении это 53,6 миллиарда рублей, из которых 46,4 миллиарда — собственные доходы. Наш регион в очередной раз подтверждает, что основная часть финансовых обязательств исполняется собственными доходами за счет налоговой отдачи экономики. А расходов у нас немало, по плану на 2016 год — 112,6 миллиарда рублей, из которых за шесть месяцев профинансировано 48,7 процента.
— А какова структура поступивших собственных доходов?
— Из 46,4 миллиарда рублей налог на прибыль составил почти 14,1 миллиарда; 14,7 — НДФЛ; 7,2 — акцизы на алкоголь и нефтепродукты; налог на имущество организаций — 4,9 миллиарда рублей. Должен сказать, что для министерства финансов с точки зрения налогов сейчас более важны даже не абсолютные показатели, а их динамика. Потому что при формировании бюджета мы закладываем определенные экономические тренды в расчет доходов, влияние изменений налогового законодательства, соответственно прогнозируем темпы роста. К примеру, плановый темп роста налога на прибыль на 2016 год заложен в размере 124,8 процента. Фактически по шести месяцам мы получили 113 процентов. Почему плановый показатель был таким высоким? Мы прогнозировали восстановление платежеспособности, прежде всего банковского сектора, который в прошлом году предъявлял к возврату очень большие объемы по налогу на прибыль. По итогам полугодия 2016 года у такого ключевого игрока, как Сбербанк, наблюдается восстановление налоговой активности. Сбербанк заплатил налог на прибыль в размере 1 миллиарда 865 миллионов рублей. Если сравнить с аналогичным периодом прошлого года, то эта сумма увеличилась более чем в четыре раза — тогда она равнялась всего 446 миллионам рублей. Тренд на восстановление платежей есть, так или иначе динамика по налогу на прибыль положительная, выше инфляции, поэтому сегодня можно говорить о том, что наша региональная экономика находит свою равновесную точку.
Акцизы спасают дорожный фонд
— Сбылись ли прогнозы относительно других источников доходов?
— Что касается НДФЛ, здесь мы получили темп роста в 112 процентов, что выше планового прогноза. Следует отметить, что это явление сезонное, замедление в первом полугодии темпов имущественных вычетов и возвратов по НДФЛ во втором полугодии компенсируется, поэтому ожидаемая динамика по этому налогу на год спрогнозирована верно.
Темп роста по акцизам на нефтепродукты составил 125 процентов — это выше, чем закладывали при формировании бюджета. Основная причина кроется в увеличении ставок акцизов с 1 апреля.
По акцизам на алкогольную продукцию плановая динамика 111 процентов. Фактически сейчас мы имеем 109 процентов. Ситуация очевидна: на довольно существенные изменения федерального законодательства в отношении регулирования алкогольного рынка производители отреагировали некоторым сдерживанием производства. При этом следует отметить, что решение, которое мы приняли в прошлом году вместе с Законодательным собранием области в отношении производителей пива, предоставляющее льготу по налогу на прибыль, сегодня дает компенсационный эффект, на который мы очень рассчитывали, по акцизам перекрывая предоставленную льготу.
По налогу на совокупный доход фактически получили более высокий показатель динамики: плановый темп роста — 105,7 процента, фактический — 115 процентов. Достаточно хороший показатель, но, когда мы на заседании правительства региона рассматривали отчет за первый квартал, я отмечал, что свою роль в этом сыграли два фактора. Первый: примерно на 4 процента увеличилась численность субъектов малого и среднего предпринимательства, которые находятся на упрощенной системе налогообложения. Второй: по специфике налогоплательщики, уплачивающие этот налог, заняты в сфере торговли и услуг, где очень сильно влияние инфляции на ценовую политику. Поэтому здесь рост финансовых показателей связан в большей степени с инфляционными процессами, чем с увеличением физических объемов.
— Как показал себя транспортный налог?
— Здесь динамика ниже аналогичного периода прошлого года. По плану мы предполагали получить снижение на 5 процентов, фактический результат — минус 23 процента. Данный налог в большей массе мы получаем от физических, а не юридических лиц, срок уплаты по налогу менялся в прошлом году и будет меняться в этом. В конце 2015 года федеральным законодательством перенесены сроки уплаты имущественных налогов физлицами в 2016-м на 1 декабря, чего при формировании бюджета мы не успевали учесть. Плановые 2,1 миллиарда рублей мы не получим. Несмотря на то что по транспортному налогу — второму доходному источнику дорожного фонда — мы в 2016 году недоберем, дополнительные доходы по акцизам на нефтепродукты спасают дорожный фонд, который получит 823 миллиона рублей дополнительно по результатам корректировок бюджета.
Господдержку экономики сохраняем
— Как обстоят дела с финансированием социального сектора?
— В этой сфере положительная динамика тоже есть, в среднем 105 процентов. Все обязательства соцсектора финансируются в первоочередном порядке. Структура расходов областного бюджета сегодня такова, что в ней большой удельный вес занимают соцсектора, обеспечивающие население области услугами образования (детские сады, школы, средние специальные учреждения образования), мерами социальной поддержки отдельных категорий граждан (ветераны труда; семьи с детьми с низким доходом; дети, оставшиеся без попечения родителей; граждане с ограниченными возможностями по здоровью; граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и так далее), услугами здравоохранения, просвещения, культуры (театры, музеи), условиями для спортивных занятий. Вся эта сфера довольно ресурсоемкая и сложно поддающаяся оптимизации. В структуре бюджета она в совокупности занимает до 85% всех расходов, требует ежемесячно регулярного финансирования, вне зависимости от того, как идут доходы в бюджет, есть ли у предприятий прибыль или нет, растут ли фонды заработной платы в бизнес-структурах или нет.
При среднемесячных расходах областного бюджета в первом полугодии порядка 8 миллиардов рублей на социалку направляется около 7 миллиардов рублей и только около 1 миллиарда — на вопросы дорожного хозяйства, капстроительства, господдержки субъектов экономики, включая АПК, малое и среднее предпринимательство. Таковы сегодняшние возможности бюджета, которые определены налоговой отдачей бизнеса нашего региона.
В данных условиях, полагаю, не требует комментариев концепция сдерживания бюджетных расходов в социальной сфере и сохранения масштабов господдержки реального сектора экономики региона: второе дает дополнительные налоги, чтобы финансировать первое.
При распределении бюджетных лимитов в первом полугодии мы делали акцент на поддержку реального сектора экономики. У нас по таким направлениям, как расходы министерства промышленности и торговли, министерства сельского хозяйства, наблюдается хорошая положительная динамика.
По итогам шести месяцев расходы областного бюджета были профинансированы в сумме 54,8 миллиарда рублей, что ниже аналогичного показателя 2015 года на 1 миллиард рублей. С учетом данных по инфляции за 2015 год понятно, что в сопоставимом выражении финансирование еще ниже вследствие снижения покупательной способности бюджета.
При возрастающей доле социальных расходов иметь бюджет с дефицитом очень рискованно, так как кассовые разрывы будут только усиливаться, негативно влияя на своевременное финансирование. Поэтому, несмотря на плановый дефицит, по факту его образование будет в кассовом плане сдвигаться на осень, чем позднее, тем лучше.
Госдолг снижен
— В течение первого полугодия проводилась довольно жесткая политика по уменьшению государственного долга. Это так?
— Да, государственный долг удалось снизить почти на 2,5 миллиарда рублей по сравнению с началом года. С помощью использования временно свободных остатков средств госучреждений и сдерживания расходов бюджета. Долговая стратегия первого полугодия заключалась в том, чтобы выйти на 1 июля 2016 года с величиной госдолга, не превышающей показателя начала года — на 1 января госдолг составлял 46,7 миллиарда рублей. Учитывая сезонно тяжелый июнь, когда в доходах, с одной стороны, снижается налоговая активность, идут возвраты по налогу на прибыль из бюджета и имущественные вычеты по НДФЛ, а в расходах, с другой стороны, резко возрастает бюджетная нагрузка в связи с массовым уходом в отпуска работников общего образования, к 1 июля было необходимо снизить госдолг примерно на 2,5 миллиарда рублей — это величина разрыва между доходами и расходами в июне. Жесткие меры по ограничению расходов бюджета на протяжении всех шести месяцев позволили эту цель достичь, в чем я вижу немалую заслугу руководителей бюджетных отраслей и учреждений, чье управленческое искусство позволило обеспечить нормальный режим деятельности в условиях финансовых ограничений.
Источник VN.RU