Строить на века нет смысла?
Известные новосибирские архитекторы предрекли будущее Новосибирска
Дискуссия о будущем архитектурного облика Новосибирска состоялась в пресс-центре ГТРК на Вертковской. В ней приняли участие опытные и еще только начинающие свою карьеру молодые архитекторы.
Встреча прошла в преддверии международного смотра-конкурса студенческих работ по архитектуре и дизайну, который начнет свою работу осенью.
Вопросы журналистов и зрителей в онлайн-режиме были насыщены стереотипами: о «сером городе», об отсутствии «монументальных зданий, построенных на века», о точечной застройке. Зато порадовали яркие, профессиональные, убедительные ответы архитекторов. Новосибирские градостроители пояснили, что сейчас нет смысла строить дома на базе технологий и архитектурных традиций столетней, а то и более, давности.
Современная архитектура должна отвечать условиям жизни современного общества. Возражение о том, что «раньше строили на века», теряет всякий смысл, когда задается встречный вопрос: какие конкретно здания и по чьим заказам? Дело в том, что архитектурные шедевры прошлого построены преимущественно в эпоху абсолютных монархий и создавались порой не один десяток лет. Но это время и соответствующая ему экономика давно прошли.
Фасады из ткани и мониторов
Сейчас у заказчиков иные задачи, большинство из которых никак не связано с дорогостоящим строительством монументальных зданий «на века». Этот процесс во многом отражают и новые строительные технологии.
— Одно из направлений современной архитектуры — быстро изменяемые, легкие объекты, — отметил член Союза архитекторов России Игорь Поповский. — Это говорит о стремительном ускорении времени. Например, появились тканевые фасады (архитектурный текстиль — сетчатая ткань с полиэстровой основой, на которую нанесено ПВХ-покрытие. — Ред.). Такие объекты можно было видеть на Олимпиаде в Пекине. Еще один пример — фасады зданий с интерактивными мониторами, позволяющими менять архитектуру объекта.
Гармония стеклянной архитектуры
Член Союза архитекторов России, председатель совета НП «Гильдия проектировщиков Сибири» кандидат архитектуры Валерий Филиппов рассказал о значении места, где строится новый объект:
— Мне нравятся здания, которые очень четко «привязаны» к месту, нравится архитектура, которая современна, но выглядит гармонично на фоне других зданий, в том числе и объектов культурно-исторического наследия.
Валерий Филиппов признается, что он неравнодушен к стеклянной архитектуре.
— Не нужно бояться этого направления, это довольно развитые технологии. Конечно, стекло — архитектурный материал, который никогда не заменит камень в силу отсутствия монументальности, но, с другой стороны, я очень благодарен судьбе, что она свела меня с людьми, с которыми мы вместе проектировали стеклянные здания в Новосибирске.
Речь идет об объектах, близких по замыслу к архитектуре Нормана Фостера: «Бутоне» на Красном проспекте и «Коконе» (бизнес-центр «Капитал») на улице Горького. Напомним, что Фостер и его последователи продвигают новые возможности стиля хай-тек (hi-tech) с использованием стеклянных фасадов. На Западе это направление чаще называют sustainable, что переводится как «устойчивый, экологически рациональный».
В Новосибирске есть образцы зданий со стеклянными фасадами, построенные в стиле американского архитектора Ричарда Бакминстера, автора «геодезической сферы» (структуры из тетраэдров). Пример — здание кафе «Шар» рядом с театром «Глобус» в Новосибирске. Эти объекты смотрятся рядом вполне гармонично.
Все города эклектичны
Среди критиков современной архитектуры немало тех, кто считает Новосибирск примером отсутствия единого плана городской застройки и торжества эклектики.
Архитектор Игорь Поповский с этим не согласен. Он напомнил, что городов, полностью построенных в едином стиле, в мире очень мало, в подавляющем большинстве они однозначно эклектичны.
— Могу любого взять за руку и провести, например, по Невскому проспекту, показав примеры эклектики, большое количество разных стилей, — говорит архитектор. — В мире существует очень много примеров разной городской среды. Новосибирск также имеет разные контексты. Ранее его называли вторым Чикаго, второй контекст — столичный, это стиль масштабного, грузного, мощного города, и в нем есть контекст петербургской архитектуры, возникший благодаря строителям, эвакуированным из Ленинграда во время войны. Современный Новосибирск очень сложен, в нем слились воедино взаимоисключающие контексты, и из этих разных ментальных картин складывается его архитектура. Новосибирск в последние годы приобретает свое новое лицо, отражая азиатский и американский стиль развития городов. Но есть и плюсы — примеры ансамблевой сохранности: такие кластеры, как улица Ленина, тихий центр и так далее.
Молодые архитекторы считают, что городу нужен баланс новой и старой застройки, однако будущее видят за новыми технологиями.
— Архитектура будущего должна отвечать реалиям современных жизненных процессов, комфортных для людей, для всего общества, но и в то же время должна сохраняться старая архитектура, — считает магистрант кафедры архитектуры НГУАДИ Евгений Чугунов.
— Архитектура Новосибирска должна отвечать новым требованиям технологий, быть убедительной, выраженной в новой эстетике, должна быть созвучна сегодняшнему дню, — уверена студентка четвертого курса НГУАДИ (кафедра дизайна архитектурной среды) Наталия Ковалёва.
— Я думаю, что прежде всего все начинается с любви к своему городу, это самое главное, — подытожил Игорь Поповский.